Общество

Добавить в закладки RSS

Как Генеральному Директору воспитать ребенка своим преемником

441

Ребёнок в кресле директора

Ребёнок в кресле директора

Наверное, не зря капиталисты по инициативе семейной фирмы производителя спиртных напитков «Marie Brizard» создали в 1981 году клуб The Henokiens, членами которого являются собственники компаний, существующих не менее 200 лет. Данная ассоциация насчитывает в своих рядах 39 семейных компаний из разных стран, среди которых японские отельеры Hoshi родом из 717 года, муранские стекольщики Barovier & Toso из 1295 года, французские фарфорщики Revol Porcelaine из 1789 года, итальянские оружейники Beretta из 1526 года и многие другие известные компании. Кто, как не представители столь уважаемых вековых семейных компаний, могут давать рекомендации по их созданию и обеспечению непотопляемости? Так вот они рекомендуют следующий путь потенциальным наследникам бизнеса:

  • Получение качественного базового образования, не обязательно связанного с семейным бизнесом.
  • Освоение нескольких менеджерских позиций, желательно в сторонних компаниях.
  • Переход на менеджерскую позицию в семейную компанию.
  • Выдвижение своей кандидатуры на занятие позиции главного управляющего.

  Семейный бизнес в российских реалиях – вещь совершенно новая, ведь большинство наших компаний имеют относительно молодой возраст. Но даже этого исторического периода вполне достаточно, чтобы получить возможность делать некоторые выводы. Говорят, что только примерно 10% собственников российского бизнеса планируют передачу владения и управления компаниями своим наследникам, в то время как в мире это показатель держится примерно на уровне 40%. И это не удивительно, ведь о неудачах подобных союзов трубят все СМИ (например, всем известное семейство Пластининых), а об успешных опытах только-только начинают говорить.

И здесь, наверное, будет уместным рассказ о том, как мы в семье пришли к решению этого сложнейшего вопроса.

Небольшая историческая справка о компании ТД EGOMANIA и семье Картамышевых:

  1. Год основания семьи – 1988.
  2. Год основания компании – 1999.
  3. Основное направление деятельности компании – производство и дистрибьюция косметических средств.
  4. Распределение «должностей» в семье:
  • Олег – муж/отец, создатель компании и основной добытчик.
  • Анжела – жена/мать, создатель и хранитель крепости под названием «мой дом», основной воспитатель подрастающего поколения.
  • Кристина – дочь, нынче второе лицо в компании.

Так получилось, что мы с женой за наши 29 лет совместной жизни успели послужить в Красной Армии, пожить в Нагорном Карабахе, в Украине, в Волгограде, после чего «понаехали» в Москву. Несмотря на всеобще тяжелые 90-е и на очень неопределённые личные времена, жена все время старалась дать нашей юной леди то, на что очень многие родители просто в то время не обращали внимания – воспитание и образование. Понятия «можно/нельзя» выучили с грудного возраста, немецкий язык начали познавать с 4-х лет, в школу пошли в лучшую частную в Волгограде, занимались с репетиторами по русскому языку и географии перед поступлением в ВУЗ, осваивали еще 2 иностранных языка во время учебы в ВУЗе – и все это благодаря исключительно 100% отдаче этим вопросам женой всего собственного личного времени.

Естественно, что во время обучения в школе и в ВУЗе тема семейного бизнеса просто не возникала на горизонте, ибо было много других задач, требующих быстрых решений. Во время выбора ВУЗа этот вопрос также не поднимался, ибо узкопрофильных образований в то время было не так уж и много, а организацию и жизнедеятельность производственно-дистрибьюторской компании, наверное, никогда не будут преподавать. Поэтому было выбрано направление «Бизнес Администрирование», где и были получены общие начальные знания по менеджменту, маркетингу, финансам и хозяйственному праву.

Перед завершением обучения дочери в МГИМО стал вопрос – продолжить познавать науки за границей или идти работать и внедряться в российский бизнес изнутри. Семейный совет старейшин результата не дал, т.к. жена была за дальнейшее обучение, я же настаивал на практической работе, в связи, с чем право окончательного решения было переадресовано дочери. Учитывая более тесные отношения между мамой и дочерью, я был готов признать свое поражение в данном направлении, когда вдруг как гром среди ясного неба дочь сообщила, что готова выйти на работу в нашу компанию. Кем и зачем – в тот момент времени даже не обсуждалось.

В тот момент времени вся компания готовилась к развитию нового для нее направления – дистрибьюция по салонам красоты с параллельным открытием нескольких собственных монобрендовых бутиков. Вот это и было первой ступенью Кристины в компании. Особо хочется подчеркнуть, что никогда в нашей жизни ни у кого из нас не было «серебряных ложек» во рту или могущественных покровителей, способных облегчить жизнь. Нет, мы всего добивались исключительно самостоятельно. Так и Кристина на новом месте прошла через «холодные» звонки по салонам, через пренебрежительное общение старожилов компании типа «Дочь босса, что с нее взять», через побеги продавцов с недельной выручкой магазина и слезы по этому поводу, через открытия и закрытия магазинов, через обсуждение с руководством компании своих прав и обязанностей. Одним словом, все с нуля и все самостоятельно.

Сейчас уже можно признаться, что за прошедшие 7 лет неоднократно возникали моменты, когда я был на грани готовности сделать заявление «Вы уволены», а Кристина (наверное) – «Я увольняюсь». Выяснения отношения были беспощадными как цунами, когда границы родственности просто стирались, а спасала ситуацию только наш семейный психолог-адвокат Анжела. Именно благодаря ее многократным, порой чересчур эмоциональным, вмешательствам, острая ситуация разруливалась, обеими сторонами конфликта усваивались полученные уроки, начинался новый рабочий день, продолжали вытачиваться новые форматы бизнес отношений. Молодое поколение постепенно набирало опыт и житейскую мудрость, вырабатывало свои схемы работы с клиентами и подчинёнными, по мере необходимости внося в них коррективы, расширяя при этом зоны своей личной ответственности.

Сейчас очень приятно слышать от Кристины во время рабочих совещаний фразы, которые я произносил в ее адрес много раз и которые она теперь адресует своим подчиненным. Очевидно, эти слова дошли до самых глубоких пропастей ее сознания, дали практические результаты и теперь могут тиражироваться далее.

Совершенно недавно Кристина пришла с идеей запуска совершенно нового продукта, воплощением в жизнь которой она захотела заниматься самостоятельно. Именно в этот момент времени меня посетила мысль, что прошедшие 7 лет дали положительный результат и как бы дальше не сложилась судьба компании, дочь сумеет правильно применить все полученные ею знания.

В заключение не удержусь и дам несколько советов, которые, на мой взгляд, смогут помочь бизнесменам в решении очень сложного вопроса построения бизнес-династий:

  • Занимайтесь воспитанием собственных детей с момента их рождения лично, не заменяя себя няньками и бабушками.
  • Не занимайтесь совместным бизнесом с мужем/женой. Если попытки бунта сына/дочери можно «задавить» родительским авторитетом, то разборки между мужем и женой обязательно приведут к разрыву всех отношений, как бизнес, так и личных. Подумайте, что вам дороже – спокойствие в семье или мифическая помощь в бизнесе?
  • Если вы решили работать с собственными детьми, не создавайте им тепличных условий, пусть они пройдут всю вертикаль компании, познают все сегменты ее деятельности. Только в этом случае они будут понимать, как устроены и как работают все механизмы.
  • Забудьте про работу в качестве «одинокого волка» и будьте готовы к работе в команде. Особо хочу подчеркнуть, что это будет не вариант японского менеджмента, изначально основанного на коллективизме, а нечто особое, когда бизнес-отношения срастаются с родственными. И если эта «прививка» проведена успешно, то будет счастье и вашему бизнесу и вашей семье.

Картамышев Олег Викторович

Автор: Картамышев Олег Викторович, Генеральный директор ТД "Egomania"
Сайт: www.proegomania.ru





Ссылки по теме


Новости интернета


Поделитесь своими мыслями, оставьте комментарий к статье

Рекомендуем посмотреть



Материалы рубрики


Лента новостей
Подпишитесь на Facebook
Читайте нас в Twitter
Мы в Яндекс.Дзен
NewsFrol в Яндекс.Дзен
Наш Instagram
NewsFrol в Telegram
Яндекс.Виджет
Наши разделы
СМИ2
MediaMetrics
Подпишитесь на рассылку
"NewsFrol" - Новости
Подписаться письмом
Вступайте в наши соцсети