Неравенство в российском образовании: факторы качества передачи знаний

Общество

867 0 Добавить в закладки

Книги с яблоком

Книги с яблоком

В определенных образовательных учреждениях учащиеся демонстрируют устойчиво низкие образовательные результаты, хотя мониторинг качества оказания образовательных услуг, соответствия их действующим нормам права, сравнения их по школам и ВУЗам еще не налажен. Поэтому эта тема негласного неравенства в образовании, запрещенного нормами права требует сегодня внимания и со стороны государственных органов, и независимой общественной экспертизы.

Неравенство в образовании – это все же проблема, связанная со многими факторами. При этом к учащимся, которые демонстрируют устойчиво низкие образовательные результаты, следует относить не только проживающих, например, в сельских районах, где в школах учат по 2 и 3 смены, а в ВУЗах – дистанционно, квалифицированных педагогов и средств на покупку хороших учебников не хватает,  библиотечный фонд комплектуется по причину экономии средств, но и школьников, студентов с ослабленными возможностями здоровья, которых готовы замечать как талантливых и нормально обучать (учитывая всю специфику жизнедеятельности),  пока не более 20% российских школ и, к сожалению, еще меньше ВУЗов. Такие школьники и студенты не тянут по здоровью ежедневные нагрузки, физически слабее других, но вытягивают по интеллекту, нередко с огромнейшим нереализуемым из-за таких упущений в системе их подготовки творческим потенциалом в музыке, литературе, живописи. А сегодня главный вопрос – догоняет ли такой отстающий по здоровью учащийся  после пропусков по болезни (особенно при отсутствии бесплатных дополнительных занятий)  остальных учеников или нет, усваивает он один, самостоятельно пропущенные задания или не усваивает – есть ли у него доступ к дистанционным технологиям обучения или все организовано без учета его интересов. Сейчас учебная программа в школе так усложнилась, что не каждый родитель способен квалифицированно помогать с домашними заданиями, что-то компетентно дообъяснять по всем предметам в русле обновленных учебных программ и специфических требований, на которых, собственно, и выстраивают свои заработки репетиторы.  По нашему мнению,  это минус современной образовательной деятельности – требовать с учеников знать то, что не знает 99,9% их родителей. А для чего? Получается неравенство образовательной деятельности заключается в возможности дообразования школьника за деньги родителей у репетитора (по опубликованным данным выпускников школ – порядка 100-160 тыс.руб. за год на оплату репетитора только по одному предмету при средней заработной плате по стране чуть более 30 тыс.руб.). В этом тоже ключ к пониманию здоровья нации, в каком направлении идут миллионы людей в нашей стране и где перекосы –  достижение успехов обучения за деньги (и действия взяточничества также в сфере российского образования)  вместо выравнивания условий обучения и развития реальной практики учета индивидуальных особенностей обучающихся – как в школах, так и в российских ВУЗах. Для семей с проблемными детьми (с ослабленным здоровьем, с особенностями психики – например, замедленным восприятием учебного материала, другими) системы своевременного информирования по возможностям выбора той или иной образовательной системы в школах нет, дистанционное обучение, хоть и заявлено, но почти не практикуется. Как аналог можно привести пример очно-заочного обучения в учебном центре «Специалист»  при МГТУ им. Н.Э.Баумана по сложнейшей и востребованной в Европе, США, Японии, не только в России подготовке в области программной инженерии. Как можешь, так и учишься, не усвоил с первого, можно несколько раз посмотреть тот или иной вебинар.  Т.е. в отдельном (ведущем в стране) ВУЗе на платной основе проработана  такая форма образовательной деятельности, а для школьников несмотря на огромные средства, направляемые в школьное образование, уже много лет формируется именно единая экзаменационная часть (с подловами, с неожиданным введением новых типов заданий в день экзамена, как показала практика, с приписками и пр.), к которой готовят все школы по-разному. А если бы к этой единой по стране экзаменационной части обязали бы давать и единую образовательную часть (обеспечили бы дистанционный доступ для всех к единой базе знаний), то отстающих по причине нехватки учителей, недостаточной их квалификации, обучения по учебной программе, не соответствующей требованиям сдачи государственных экзаменов, коррупции, наконец, не было бы в стране. И также – по ВУЗам – остается актуальным доступность учебных материалов, а не акцент на контрольные формы (как, по сути, самообразовательную подготовку студентов, а в ряде случаев – как уход от ответственности за низкое качество обучения, а также взяточничество в системе «сдал-не сдал» за взятки тому или иному недобросовестному преподавателю). С усовершенствованием  (расширением, повышением доступности и качества знаний) дистанционных образовательных технологий в масштабах всего российского образования осталась бы лень, трудный характер и прочие характеристики, присущие уже самим школьникам и студентам, системам воспитания их в семьях, а не дифференцированным условиям их многолетней подготовки (в одних образовательных учреждениях – качественной, а в других – по современным меркам, некондиционной).

Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор

Автор: Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор, автор "Новой экономической энциклопедии", эксперт СМИ по проблемам коррупции


 Поймайте Дзен — подписывайтесь на NewsFrol! 


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц. сети
или войдите как гость
Войти
 Поддержите СМИ NewsFrol



Жутко интересно





Очень интересные статьи



Последние комментарии