25 и 26 апреля в Шанхае состоялась китайско-российская конференция международного дискуссионного клуба «Валдай». Политолог и программный директор этого клуба по Азии и Евразии Тимофей Бордачёв описал своё видение развития отношений между Россией, Китаем и США в статье, опубликованной на портале Gazeta.ru.
В то время как конфронтация Вашингтона с Москвой в основном развивается на рынке идей «и поэтому она настолько истерична», «стратегическая задача», поставленная Китаем перед США, связана с экономической экспансией Пекина, который «не только не собирается становиться удобным младшим партнёром [США], но и собирается повышать степень относительной самостоятельности других государств», — говорит Бордачёв.
По его мнению, в США традиционно ожидали трансформации рынка азиатской страны из-за повышения уровня жизни населения и демократизации или потому, что «империалистическая внешняя политика» стала бы для Китая невыгодной.
«Нельзя забывать, что именно США сыграли огромную роль в успехе политики открытости и экономических реформ, начатых почти 40 лет назад великим Дэн Сяопином», — говорит политолог.
Однако ситуация начала меняться, поскольку вес Китая на международной арене и его огромные экономические возможности увеличились. «США изначально радовались, поскольку рассчитывали, что движение Китая вглубь континента неизбежно столкнёт его с Россией», — говорит Бордачёв.
По мнению США, в ответ на увеличение присутствия Китая на постсоветском пространстве «Москва должна была с маниакальной решимостью вступить с Пекином в борьбу за влияние. В первую очередь — в Центральной Азии», — резюмирует Бордачёв.
Однако «ожидаемой реакции» не последовало: Россия приветствовала китайские инвестиции в бывшие республики СССР, поскольку такие инвестиции «теоретически могут способствовать социально-экономической стабильности в Центральной Азии и, по крайней мере, частично облегчить бремя России и её рынка труда.
Политолог также указывает, что в отличие от США, чей доход зависит от рыночного контроля, Российский бюджет пополняется за счёт продажи собственных энергетических ресурсов и других товаров, таких как вооружения и пшеница. Таким образом, экономическая экспансия Китая не представляет собой проблемы для Москвы.
В настоящее время Китай предлагает другим странам альтернативный источник ресурсов для развития, а «возможность выбора уже означает больше свободы», — считает Бордачёв.
«Эгоистичная и агрессивная» политика нынешней администрации Белого дома и её недавние ограничения в отношении китайской торговли «укрепляют двусторонние связи между Китаем и Россией, но чтобы противостоять холодной войне, развязанной против них, обе страны должны улучшить своё сотрудничество», — заключает политолог.