Психология управления коллективом – это большая отрасль психологической науки, которая помогает владельцам бизнесов и руководителям всех уровней минимизировать просчёты в работе с подчинёнными, а значит, использовать человеческий капитал своей компании наиболее эффективно.
Рассмотрим две типичные управленческие ошибки, которые могут привести к ненужным издержкам и/или снижению производительности труда ценного работника либо даже к его потере.
- Вы приняли молодого перспективного специалиста и, чтобы удержать его, установили ему оклад выше, чем у вашего штатного работника на такой же должности. Конечно, опытный сотрудник, узнав, что получает меньше новичка, придёт восстанавливать справедливость и просить как минимум уравнять доходы, а то и платить больше ему – проверенному профессионалу, поскольку именно на нём всё держится.
Таким образом, возник конфликт. На первый взгляд кажется, что он вызван финансовыми противоречиями. Однако по факту это только повод. Истинная причина недовольства вашего старожила – обида. Ведь человек давно работает у вас и, глядя на то, как вы цените новичка, который ещё не проявил себя, делает очевидный вывод, что вы не дорожите им – лояльным работником.
Хорошо, если сложную ситуацию удастся разрешить, просто признав, насколько важен для компании он, опытный профессионал, обеспечивающий эффективность всей работы, и подтвердить слова делом – поднять ему заработную плату. А если у вас нет денежных резервом для увеличения двух окладов сразу? Вы потеряете ценного специалиста, и не факт, что новичок, во-первых, сможет быстро влиться в коллектив, а во-вторых, задержится у вас. Ведь такие коллизии показывают любого работодателя не с лучшей стороны.
- Хорошо зарекомендовавший себя сотрудник вдруг начинает демонстративно саботировать работу: трудится вполсилы, прекращает проявлять инициативу, отвлекается на выполнение сторонних заказов и т. д. Конечно, первое, что в такой ситуации обычно хочет сделать менеджер, – это ужесточить контроль, который, скорее всего, окажется реакцией на следствие, а не на причину.
Поэтому управленческий разбор подобного кейса нужно начинать с выявления истинных мотивов скрытого противодействия работника. И здесь одной из причин действительно могут быть деньги, поскольку саботажник случайно узнал, что он получает меньше своего коллеги, имеющего ту же квалификацию и сопоставимый опыт работы.
Выходов из такой ситуации как минимум два: либо уравнять доход, либо объяснить, почему другой получает больше (допустим, он выполняет дополнительный объём работы и/или еженедельно готовит отчёт и т. д.).
Обе названные ошибки допускаются руководителями или владельцами предприятий из-за незнания основ психологии управления персоналом. А ведь это обязательная компетенция любого современного менеджера. Без неё трудно эффективно выстраивать и развивать бизнес.
К счастью, чтобы получить знания о психологии руководства коллективом, менеджерам и собственникам компаний не нужно тратить много времени – достаточно пройти двухнедельный курс «Психология управления» образовательного портала cabinet.one. - https://cabinet.one/e/menedzhment/psikhologiya-upravleniya