Поводом для снова исторических зданий или их частей в Санкт-Петербурге часто становится заключение экспертов КГИОП об отсутствии возможности их восстановления. При этом постройка «разбирается», то есть флигели, лестницы, боковые стены и внутренние корпуса, важные с исторической и эстетической точек зрения, демонтируются, и от изначального дома остается только фасад. Такой подход противоречит требованиям охраны культурного наследия Северной столицы, так как от здания остается лишь «муляж» — наружная стена фасада.
Чтобы угодить девелоперу, желающему сэкономить, эксперты часто не говорят о возможности сохранения исторической планировки объектов. Координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов считает, что в Северной столице проживает большое число профессионалов, которые могут справиться с этой задачей. А нежелание одного застройщика придерживаться принципа «спасти максимум возможного» приведет к массовому явлению.
«Сейчас существует множество компаний, небольших фирм, которые успешно ремонтируют исторические дома целиком, без сноса, включая и дворовые корпуса, и лицевые. Такие примеры сейчас активно множатся. И любой отход от этого принципа, если мы, допустим, одному застройщику позволяем выпотрошить все внутри зданий, моментально привлекает аналогичных недобросовестных предпринимателей – мол, раз так можно, то и мы будем», — отметил Литвинов в беседе с «Петербург ньюс».
По его мнению, из-за механизма выдачи разрешений на демонтаж внутренних конструкций существует неравенство при участии в торгах на аварийные здания, в то время как городу необходимы равные и справедливые правила игры, иначе недобросовестные застройщики, которые могут предложить больше денег, с помощью КГИОП уничтожат исторический облик Санкт-Петербурга.
Последние десять лет ознаменовались для Северной столицы и позитивными изменениями в вопросе сохранения культурного наследия. Так, местные предприниматели инвестируют в ремонт аварийных домов и создают в них жилые и общественные пространства. А если КГИОП продолжит свою риторику в отношении нечестных застройщиков, то центр города будет разрушен крупными строительными корпорациями, как это было в нулевые, считает Литвинов.