Финансовые ошибки, которые мы совершаем в отношении наших детей

Общество

104 0 Добавить в закладки

Дети и родители в суперсаркете

Дети и родители в суперсаркете

Родители, давайте задумаемся и признаемся себе - мы все достаточно часто поддаемся своим детям, когда они просят нас потратить деньги. Какие фразы дети могут услышать или какие мысли всплывают в голове любящих родителей в данной ситуации?

« У нас мало денег… . Ну ладно, но это в последний раз!»

«У нас мало денег… . Ну хорошо, на маминой кредитной карте есть еще свободный лимит.»

«Ладно, у моего ребенка должно быть счастливое и беззаботное детство!»

Знакомо?

Независимо от того, просит ли он купить конфету, игрушку, новый телефон, iPod или модную одежду, импульс тратить на то, чтобы сделать детей счастливыми, является естественной реакцией у родителей. Но уступка этим импульсам может иметь серьезные финансовые последствия не только для семейного бюджета, но и для будущего детей, т.к. родители создают образец поведения, который может привести к тому, что дети, покинув родительские дома, могут повторять привычку много тратить и попасть в большие долги.

Давайте разберем некоторые знакомые нам ситуации из жизни и возможные стратегии поведения родителей с целью объяснения ситуации и прививания правильных финансовых привычек своим детям.

Покупка дорогих брендов и продуктов нездорового питания

Бренды и их мощная реклама оказывают сильное влияние на детей. И поскольку дети, естественно, менее критичные потребители, этим пользуются маркетологи, чтобы реклама была эффективней. Вовлеченные рекламой, дети будут пытаться тратить деньги на дорогие бренды и продукты нездорового питания. Сегодня появился новый термин для этого явления: «Nag factor».

Чтобы лучше понять влияние средств массовой информации на поведение и здоровье детей, команда исследователей из школы общественного здравоохранения Джона Хопкинса Блумберга рассмотрела это явление  (https://www.jhsph.edu/news/news-releases/2011/borzekowski-nag-factor.html

и пришли к выводу, что «Nag factor» - это тенденция в том, что дети, которые подвергаются «бомбардировке» рекламными сообщениями и роликами, неумолимо буду требовать рекламируемые товары.

Стратегии поведения родителей: 

У родителей в этом исследовании было много разных способов реагирования на настоятельные требования детей в дополнительных и незапланированных тратах. Некоторые мамы, к примеру, пытались опередить своих детей в их требованиях купить ту или иную вещь и были проактивными. И эксперимент показал, что подобные стратегии могут быть более эффективными, поскольку они предотвращают ворчание детей и позволяют родителям управлять ситуацией:

  • последовательно успокаивая, говорить «нет»;
  • избегать совместные покупки со своими детьми;
  • позволять детям выбирать более здоровую и экономичную альтернативу;
  • установление правил и соглашений в беседах о том, что они купят, прежде чем отправиться за покупками;
  • объяснять, почему некоторые продукты покупаются, а другие нет;
  • ограничивать подверженность их детей телевизионной рекламе.

Ни один из способов, возможно не будет работать для всех родителей и для всех детей или во всех случаях. Можно попробовать несколько способов и найти свое индивидуальное решение данного вопроса.

Влияние сверстников

Дети сталкиваются с давлением со стороны сверстников, и это давление иногда приводит к постоянным требованиям тратить деньги на те же самые виды электроники, одежды и даже автомобили, которые покупают родители их сверстников.

Это факт, что некоторые семьи имеют больше денег, чем другие. Но каждая семья также имеет и разные финансовые цели. Возможно, ваша семья не тратит на iPhone, потому что вы накапливаете на пенсию и поэтому вашим детям не придется тратить деньги на вас десятилетиями. Или, может быть, вы накапливаете  деньги на оплаты обучения в престижном ВУЗе, поэтому дети могут пойти в любой университет, который они захотят. Расскажите об этом им и тогда они узнают, что это в конечном счете все  связано с заботой о них. И спросите их, чем они готовы пожертвовать целями в будущем или тем, что они хотят купить на этой неделе.

Стратегии поведения родителей:

Ответить ребенку, что мы просто не можем себе этого позволить на самом деле недостаточно. Дети заслуживают лучшего объяснения. Объясните свои цели в отношении пенсионных сбережений и других целей, которые вы цените больше, чем траты на бренды или импульсные покупки. Если это не сработает, можно поговорить с ребенком о том значении, которое имеет для него эта покупка и если это важно, предложить ему заплатить за эту вещь из своих накоплений.

Совершение импульсных покупок

Надо учитывать, что проверенный временем способ увеличить продажи для продуктовых магазинов и других ритейлеров - привлечение детей для обращения к родителям. Согласно многим исследованиям, рекламодатели специально размещают некоторые предметы на уровне глаз у детей, чтобы привлечь их внимание. Если ваш ребенок находится между 3 и 9, обычно это время, когда они в продуктовом магазине часто просят: «Можно мне купить эту конфету?»  И что хочет сделать родитель? Просто купить конфету и сделать ребенка счастливым. Это быстро, это легко, это не так дорого.

Но стоимость дополнительных покупок в каждую поездку по магазинам растет по мере того, как дети становятся старше. Если вы приучили своих детей, что вы – родитель, который легко уступает любым требованиям ребенка, вы столкнетесь с требованиями тратить деньги на все: от десерта в каждом ресторане до дорогих вещей.

Стратегии поведения родителей: 

Вместо того, чтобы прибегать к каждой импульсной покупке, попробуйте объяснить ребенку ситуацию и предложить ему сэкономить деньги, которые вы бы сейчас потратили вне планов в копилке. И это позволит достичь определенной цели. Таким образом, они могут видеть, как экономия на чем-то, что они хотят сейчас, может дать больше удовлетворения в долгосрочной перспективе, чем опустошить семейный бюджет от импульсных покупок мелких предметов.

В любом случае, для родителей важно быть очень внимательными к своим детям.  Бытует мнение, что постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами. А для этого, родители должны не избегать при ребенке обсуждение финансовых вопросов, а наоборот – вовлекать его. Тогда меньше будет вероятность того, что отказ вызовет у ребенка бурю протеста. Поняв ситуацию с семейным бюджетом, велика вероятность того, что дети предпочтут отменить требования по дополнительным тратам, чем вызвать финансовые проблемы для своих родителей.  И таким образом родители приучают ребенка к разумным тратам.

Потапова Елена - консультант Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ).

Автор: Потапова Елена - к.э.н., директор казначейства в крупной международной компании, консультант Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ).


 Поймайте Дзен — подписывайтесь на NewsFrol! 


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц. сети
или войдите как гость
Войти
 Поддержите СМИ NewsFrol



Жутко интересно





Очень интересные статьи



Последние комментарии