За последнее десятилетие профессиональная видеоконференцсвязь в России проделала путь от дорогих громоздких систем и узкого круга заказчиков до мобильных приложений, облачных решений и перехода в разряд общепринятых корпоративных стандартов.
Исторически видеоконференцсвязь (ВКС) как технология вышла на российский рынок раньше популярных видеокоммуникаторов и веб-конференцсвязи, которые представляют собой класс более дешевых для заказчика решений (не нужно приобретать специальные оконечные устройства), но с платной инфраструктурой для организации сервиса на стороне провайдера. Эти сервисы нашли применение в основном при проведении дистанционных лекций, широких презентаций и тренингов через публичный Интернет. Однако они практически никогда не использовались для организации бизнес-процессов у заказчиков из-за своих функциональных ограничений.
Профессиональная платформа видеоконференцсвязи – это решение более высокого класса, в котором основная нагрузка кодирования и обработки видео ложится на сервера и инфраструктуру ядра системы, что позволяет использовать низкоскоростные каналы связи, стандартные устройства (кодеки) видеоконференцсвязи, а в случае применения персональных компьютеров или смартфонов в качестве абонентских устройств – их относительно маломощные версии. Такая платформа способна обеспечить высокое качество изображения и звука во время переговоров.
Сегодня существует два варианта архитектуры построения корпоративной сети видеоконференцсвязи: полноценный сервер многоточечной конференции MCU (Multipoint Control Unit) с централизованной обработкой видео и упрощенный сервер (проксирующий) с переносом большей части нагрузки по обработке видео на терминалы.
Вариант с проксирующим сервером и распределенной обработкой видео может оказаться приемлемым для отдельных направлений, например, для вебинаров и видеочатов, но у него есть существенные недостатки - необходимость устанавливать мощные терминалы, которые способны выполнять преобразования видео, более высокая нагрузка на каналы, меньшая гибкость, возможные сложности с управляемостью и интеграцией с другими системами.
В большинстве случаев для построения корпоративной сети видеоконференцсвязи предпочтительней использовать централизованный сервер. Такое решение значительно упрощает управление и масштабирование, снижает нагрузку на каналы связи и конечные терминалы, обеспечивает гибкость в реализации различных раскладок, в том числе индивидуальных для конкретного пользователя. Кроме того, наличие централизованного полноценного сервера MCU упрощает интеграцию системы ВКС с другими корпоративными системами, а отказоустойчивость централизованного решения всегда можно повысить путем установки нескольких серверов и объединения их в кластер, который может быть и территориально распределенным.
Если раньше централизованный сервер стоил достаточно дорого, то сегодня, благодаря развитию технологий, полный функционал MCU эффективно реализуется на базе стандартных серверных платформ с доступными графическими процессорами, для него не требуются дорогостоящие сложные аппаратные элементы. Также снижает стоимость MCU возможность реализовать дополнительные инфраструктурные элементы (сервер регистрации, записи и трансляции видео) в виде дополнительных программных модулей, которые устанавливаются на него, а не приобретаются в виде отдельных физических серверов. Ну а самые прогрессивные и надежные сервера для видеоконференцсвязи сегодня – это программные решения, реализованные на базе серверов стандартной архитектуры. Они дают оптимальное соотношение цена/качество, легко кастомизируются и адаптируются под нужды любых организаций.
Автор: Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo (российский производитель серверных решений видеоконференцсвязи, vinteo.ru)