Об участниках системы обязательного пенсионного страхования, их правах и обязанностях (продолжение)

Об участниках системы обязательного пенсионного страхования, их правах и обязанностях (продолжение)

Экономика

Добавить в закладки

Пенсионеры катаются на коньках

Пенсионеры катаются на коньках

2002 год ознаменовался очередными серьезными изменениями в пенсионной системе страны. Были введены в действие еще несколько основополагающих пенсионных законов, а именно  от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее закон №167-ФЗ), от 17.12.2001г.  №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"  (далее закон №173-ФЗ) и от 24.07.2002г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной  пенсии в Российской Федерации" (далее закон №111-ФЗ).

Они в совокупности положили начало совсем новому порядку учета пенсионных прав россиян. Было введено понятие трудовая пенсия по старости и в ее составе три основные составляющие: базовая часть (БЧ), страховая часть (СЧ) и накопительная часть (НЧ) трудовой пенсии. Более подробно об этой и иных видах пенсионных выплат  поговорим в следующих публикациях, а здесь  обсудим  то, как участники системы обязательного пенсионного страхования исполняли в те периоды свои обязанности по формированию пенсионных прав россиян.

Принято почему-то считать, что именно 2002г. стал началом пенсионной реформы в стране, хотя начало было положено еще в 1997 году с открытием всем работающим россиянам индивидуальных лицевых счетов (далее ИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования (далее ОПС).

До 2001 года размер страховых взносов в ПФР устанавливался по Постановлениям Правления ПФР и имел для работодателей в разные годы разные тарифы и для юридических лиц, и для ИП , но по одному из тех лет году для них был установлен одинаковый тариф.

В 2001 году обязанность по контролю за уплатой страховых взносов в ПФР, а также по иным фондам (по ФОМС - Федеральному фонду обязательного медицинского страхования  и по ФСС - Фонду социального страхования) перешла к Федеральной налоговой службе в рамках ЕСН (Единого социального налога). Были установлены Налоговым кодексом тарифы на уплату страховых взносов в Фонды, в т.ч. в ПФР для формирования пенсионных прав граждан в размере 20 процентов. При этом за ПФР сохранилась обязанность приема отчетов по учету начисленных и уплаченных взносов в ПФР, а также отдельных форм по учету индивидуальных сведений на каждого работника юридического лица и ИП-работодателя с отражением этих сведений на их ИЛС.

ИП при уплате страховых взносов за себя в  виде фиксированного платежа также предоставлял отчеты в ПФР.

ФНС учитывала все взносы по Фондам в составе ЕСН и проверяла правильность его исчисления и уплаты в ходе комплексных выездных налоговых проверок наряду с проверкой по начислению и уплате иных видов налогов. При этом страховые взносы в отличии от налогов имеют иное назначение. Это возмездный платеж в определенный Фонд для обеспечения застрахованному в нем лицу права на реализацию какой-то социальной услуги от государства. В ПФР - это формирование и реализация права на страховую и накопительную пенсии при определенных пенсионным законодательством условиях. Налоги, поступающие в федеральный, региональный или местный бюджет - это безвозмездный платеж.

ЕСН просуществовал по 2009 год и был отменен. Вместе с этим ПФР и ФСС было возвращено право и при этом обязанность по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. При этом на ПФР была возложена Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее закон №212-ФЗ) обязанность принимать отчеты и осуществлять контроль за правильностью уплаты взносов не только в ПФР, но и в ФОМС.

А на ФСС этим же законом была возложена обязанность по контролю за уплатой взносов в ФСС. Данная серия статей посвящена именно пенсионным правам, формируемым на ИЛС в ПФР, поэтому подробно о том, как ФОМС и ФСС осуществляют свою деятельность в них не рассматривается, а затронуто упоминание о них лишь потому, что все три фонда на протяжении 7 лет с 2002 по 2016 годы руководствовались нормами  названного закона №212-ФЗ, общие положения которого были едиными почти по всем позициям, кроме размеров тарифов и некоторых иных особенностей.

Указанный выше закон №212-ФЗ в своей основе учитывал основные положения Налогового кодекса, ранее действующие в рамках ЕСН,  в части порядка установления тарифов, предоставления отчетности в Фонды, порядка взыскания недоимки (это просроченная задолженность по начисленным страховым взносам) и начисленных на нее пени. Все эти годы с 2002 года пенсионное законодательство также регулярно изменялось, но тариф для уплаты взносов в ПФР был неизменным, как и в составе ЕСН, т.е.20 процентов. При этом с 2002 года законом №167-ФЗ были введены  различные тарифы для учета пенсионных прав на страховую и накопительную части трудовой пенсии. ПФР принимал отчеты и фиксировал результаты приема отчетов на ИЛС только по 14 процентам из установленных ранее в ЕСН 20 процентов тарифа, а 6 процентов из этого тарифа отслеживала ФНС и затем передавала эти собранные средства в ПФР для обеспечения базовой части трудовой пенсии, на ИЛС эти 6 процентов не фиксировались.

При этом соотношение в составе 14 процентов тарифа было разным с 2002г., т.е. в 2002-2004г.г. тариф на СЧ был 12 процентов и на НЧ 2 процента для женщин 1957 г.р.и моложе и мужчин 1953 г.р.и моложе. В 2005 году возрастную категорию застрахованных лиц изменили законодательно и работодатели стали уплачивать за своих работников 1967 г.р.и моложе взносы на СЧ и НЧ. У более старшего поколения пенсионные накопления по указанным выше годам остались отраженными на ИЛС по 2002-2004г.г.Эти граждане сейчас в последние годы уходят на пенсию и им почти всем пенсионные накопления тех лет выплачиваются единовременно, но при условии, что эти взносы на НЧ поступали в ПФР и подтверждались по отчетам работодателей. При каких условиях можно получить единовременную выплату рассмотрим в статье про пенсионные накопления. Тарифы у лиц 1967 г.р.и моложе были установлены на 2005-2007г.г. в соотношении 10 процентов на СЧ и 4 процента на НЧ, а с 2008 по 2013 годы это соотношение было 8 процентов на СЧ и 6 процентов на НЧ при условии уплаты взносов в ПФР и отражении их на ИЛС также по отчетам работодателей.

С 2014 года и  теперь по  2021 год пенсионные накопления, отраженные  на ИЛС не увеличиваются новыми поступлениями страховых взносов, так как уплата взносов на накопительную пенсию была "заморожена" и все поступающие в ПФР взносы распределяются между базовой частью и страховой частью трудовой пенсии.

Здесь следует отметить, что закон №173-ФЗ прекратил свое действие в декабре 2014 года, а вместо него были введены в действие два новых Федеральных закона от .от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 28.12.2013 года  №424-ФЗ "О накопительной пенсии", положения которых основаны на нормах закона №173-ФЗ с учетом новых требований для реализации права на страховую и накопительную пенсии.

Если раньше в периоде с 2002 по 2014г.г. алгоритм расчета СЧ и НЧ был единым по закону №173-ФЗ, то теперь эти самостоятельные пенсии начисляются по-разному. И требования к нормам для реализации права на них также разные. Поэтому 2015 год стал очередным этапом в пенсионной реформе, но по-прежнему исходные данные используются как и раньше, это прежде всего заработанный страховой стаж. Напомню, что это период трудового стажа, в котором работодатель начислял и уплачивал за своих работников страховые взносы в ПФР, а самозанятые ИП и иные граждане, отнесенные к этой категории уплачивают как и ИП фиксированный платеж и один процент при доходе свыше 300 000 руб.в год. И все эти сведения должны быть отражены на ИЛС застрахованного в системе ОПС лица.

О том, как трансформируются страховой стаж, а теперь и пенсионные баллы в учет пенсионных прав поговорим в следующих статьях.

Автор - Бандюк Татьяна Павловна - эксперт по страхованию, стаж работы в системе ПФР - 23 года (до ухода на пенсию). В н/в волонтер по повышению финансовой грамотности граждан, активный участник  в реализации мероприятий проекта Минфина "Дружи с финансами".  Спикер семинаров и вебинаров по повышению финансовой грамотности граждан, автор статей.

Первая часть статьи: Участники системы обязательного пенсионного страхования, их права и обязанности

История пенсионной реформы в России. Статья №1 из цикла "Знания о пенсионных правах  как часть финансовой грамотности граждан"




Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц.сети
или войдите как гость
Войти