Что такое виртуальная команда и как ее построить? (часть 2. Кто нам нужен для виртуальной команды?)

Что такое виртуальная команда и как ее построить? (часть 2. Кто нам нужен для виртуальной команды?)

Экономика

Добавить в закладки

Виртуальная команда

Виртуальная команда

Для того, чтобы полностью использовать преимущества виртуальной команды и снизить ее риски (о преимуществах и недостатках виртуальной команды мы говорили прошлый раз) нужно, в частности, правильно подобрать участников команды. Любой ли человек может быть ее эффективным участником? Очевидно нет.  

Помимо профессиональных компетенций для того, чтобы быть эффективным участником виртуальной команды человек должен иметь ряд психологических свойств. Каких?

Гибкость мышления

 Современному миру свойственны постоянные изменения, которые оказывают свое влияние на всех участников экономического процесса. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. В принципе, гибкость мышления важна для участника любой команды (в т.ч. традиционной), но особенно необходима для членов виртуальных команд, которые лишены возможности частых встреч и дискуссий. Наличие данного качества способствует эффективному решению текущих задач. Гибкое мышление является неиссякаемым источником новых идей.

Гибкость мышления проявляется в оперативности действий, постоянной корректировке планов и задач, целесообразном варьировании способов действий и методов решений.

Гибкость мышления позволяет ее обладателю добиваться успеха меньшими затратами и усилиями, т.к. он не боится отклониться от запланированного курса, использует изменяющиеся условия для своей пользы и превращает их в свои возможности, т.е. в конкурентные преимущества.

Это ответная реакция человека на происходящие события. Для команды - способность легко и объективно воспринимать что-либо, приходящее извне. Восприимчивость может быть к чужому слову, к новой идее или предложению, новому способу или методу. Способность команды к непрерывному и динамичному восприятию ведет к аккумулированию идей, переосмыслению, использованию потенциала, и помогает подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. Восприимчивость позволяет быть открытым к познанию, к усвоению новых знаний. Зачастую восприимчивость выражается во внимательном отношении и взаимной поддержке, и как результат, у ее членов формируется сплоченность, чувство групповой идентичности – командных дух.

Креативность или творческие способности

Все действия человека делятся на репродуктивные (т.е. воспроизводят или повторяют уже выработанные действия) и творческие (создают новые образы и действия). Творческие способности необходимы для создания всего нового: знаний, закономерностей, технологий, но также необходимо нестандартное мышление. Их отсутствие или недостаточная степень развития приводит к тому, что люди будут воспроизводить те действия, которым они были обучены, без стремления к новому качеству. Наибольших успехов в бизнесе добиваются те команды, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей.

Отсутствие (или минимальное влияние) стереотипов 

Стереотипы это по своей сути предрассудки, которые мешают достоверно оценивать окружающий мир. Человек получает искаженную стереотипами информацию, и на ее основе он делает выводы, предпринимает неэффективные действия, мешающие добиваться поставленных целей. Стереотипы ограничивают любого человека, ставят его в рамки, которые не позволяют раскрыть все его способности в полной мере. Минимальное влияние стереотипов или их полное отсутствие приводят к саморазвитию.

Ученые отмечают, что люди, на которых стереотипы оказывают минимальное влияние, обычно добиваются наибольшего успеха в жизни.

Организованность и самодисциплина

Эти два качества требуются для того, чтобы успевать делать больше дел за меньшее время, и, следовательно, способствуют выполнению работы более качественно и достижению больших результатов.

Организованность и самодисциплина позволят: определить четкие цели и видение, и составить план их достижения; установить твердые, финальные сроки; быстро и своевременно принимать решения; доводить дела до конца, не оставлять нерешенных проблем; решать вопросы последовательно, не мечась от одного дела к другому; правильно распределять функции и роли внутри команды; избежать перекладывания вины на коллег, винить их в неудачах, а сосредоточиться на главном.

Эти два качества помогают контролировать намеченный курс вне зависимости от условий и эмоционального состояния, способствуют развитию команды и достижению ее стратегических целей.

Умение доказывать свою точку зрения (дар убеждения) 

Это умение смотреть на все критически и анализировать. Оно помогает осознать желания и цели, способствует правильной реакции на критику и аргументации своей точки зрения, проявлению настойчивости, ведет к владению инициативой и самоконтролю.

Это умение позволяет брать на себя большую ответственность за то, что происходит, и в большей степени управлять происходящими в команде процессами, достигать консенсуса и принимать окончательные решения.

Оно важно при обсуждении проектов, разработке видения, выборе стратегии, обосновании выводов и пр., даже если все остальные не соглашаются. От дара убеждения во многом зависят шансы на успех.

Развитая эмпатия 

Чувство сопереживания проявляется в умении воспринимать эмоциональное состояние других людей (страхи, озабоченность или тревоги), которые, мешают сосредоточиться на работе. Своевременное реагирование на такие состояния членов команды, помогут избежать негативных последствий (к примеру, неожиданного увольнения или отказа от выполнения задания). Потеря ключевых участников команды может обернуться катастрофой для всей команды. Хорошо развитая способность к эмпатии является важным качеством для руководителя, т.к. люди могут управлять настроением и чувствами другого человека.

Перечисленные выше характеристики обусловлены темпераментом, характером и стилем мышления индивида (его психотипом и интеллектуальными моделями). Причем указанные свойства успешно подвергаются тестированию. Поэтому можно рекомендовать для построения эффективной виртуальной команды проводить тестирование ее потенциальных участников.

Мной разработан следующий простой тест (Таблица 1), который можно использовать в качестве экспресс-теста для оценки способности человека эффективно работать в виртуальной команде

Инструкция к тесту 

Попробуйте ответить на следующий простой тест (Таблица 2). Поставьте галочки в каждой строке в соответствии с Вашим ответом на вопрос. Если Вы ответили «да» хотя на 5 вопросов, Вы вполне готовы формировать команду в удаленном режиме. Но подумайте и оцените те варианты, где Вы ответили «нет» или «не знаю» - возможно, Вы обнаружите те проблемы и узкие места, над которыми Вам стоит поработать..

Тест

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

Вы умеете четко формулировать свои мысли и стараетесь всегда понять мнение других?

 

 

 

В процессе онлайн общения Вы всегда остаетесь самим собой, не пытаясь изобразить из себя кого-то другого?

 

 

 

Вы готовы сотрудничать с людьми, даже если знаете их не очень хорошо?

 

 

 

Вы способны выслушать критику от малознакомых людей без встречных претензий и упреков, но и не впадая в отчаянье?

 

 

 

Вы умеете сопереживать людям, которых никогда лично не видели?

 

 

 

Вы выполните любой задание в срок, даже если никто Вас не будет контролировать?

 

 

 

Конечно, правильно подобрать участников команды – это еще не все, что нужно сделать, чтобы команда работала эффективно. Так что наш разговор о виртуальной команде продолжится!

Автор: Макарченко Марина Арнольдовна, доктор экономических наук, профессор, е-mail:makarchenko68@mail.ru

Что такое виртуальная команда и как ее построить? (часть1. Виртуальная команда и ее особенности)



Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц.сети
или войдите как гость
Войти