Такого длинного списка экономических неурядиц не было никогда, утверждает автор статьи SCMP. Мир склонен винить во всем Россию и ее спецоперацию на Украине, однако эксперт напоминает, что проблемы существовали уже давно. И главная ошибка в том, что они не решались, а "тщательно затушевывались".
— Мы слишком долго скрывали и затушевывали системные проблемы, видя, как один кризис перетекает в другой, и создавая условия для сегодняшнего накопления долгов, заоблачной инфляции и многого другого.
— Если не устранить основополагающие причины, конфликт может подтолкнуть нас к кризису, который покончит со всеми кризисами.
Важные весенние и осенние заседания Международного валютного фонда и Всемирного банка часто проходят на фоне экономических и/или финансовых кризисов в разных уголках мира. Но в этом году мы стали свидетелями "глобализации" таких кризисов, а мир между тем находится лишь в самом начале этой разворачивающейся драмы.
Кроме военного конфликта на Украине с его экономическими последствиями мы имеем масштабный инфляционный кризис, на нас надвигается глобальный долговой кризис и налогово-бюджетный кризис. Нас ждут потрясения в системе снабжения и поставок, кризис потоков капитала, санкционные войны и общемировой спад в экономике. А еще мы сталкиваемся с пандемией и угрозами климатических изменений.
Список бед и проблем обширен и неутешителен. Как отметил на весеннем заседании недавно назначенный главный экономист МВФ Пьер-Оливье Гуринша, наряду с двойным кризисом в виде пандемии и военного конфликта усиливается "риск перманентного раскола мировой экономики" на геополитические и экономические блоки.
Такие "тектонические сдвиги" поставят под угрозу обеспеченные несколькими поколениями общественные и экономические достижения.
Несмотря на причинно-следственную связь между некоторыми кризисами, сохраняется тенденция рассматривать их в качестве единичных событий, игнорируя первопричины. Да, Россия начала военную спецоперацию на Украине, но на нее нельзя возлагать вину за инфляцию, как это делают многие.
Гуринша сказал об этом так: "Еще до военного конфликта усилилась инфляция на фоне бурного роста цен на сырьевые товары и дисбаланса спроса-предложения. Многие центробанки, такие как Федеральный резерв, к тому времени уже приняли меры по ужесточению кредитно-денежной политики. Связанные с военным конфликтом потрясения усиливают данную нагрузку.
Сейчас мы прогнозируем, что инфляция будет усиливаться намного дольше. В США и некоторых странах Европы она достигла самого высокого уровня за последние 40 с лишним лет, и произошло это в условиях высокого спроса на рабочую силу на рынке труда".
Инфляция не появилась из ниоткуда. Это наследие былых ошибок и злоупотреблений в политике.
Центробанки, сказал Тобиас, должны "агрессивно поднимать процентные ставки, чтобы вернуть инфляцию к целевым показателям". Но это создаст почву для новых кризисов, так как ужесточение денежно-кредитной политики порождает требования вернуться к бюджетному стимулированию, причем в тот самый момент, когда рост процентных ставок поднимает государственные затраты по обслуживанию кредитов и займов.
Экономисты МВФ отмечают: "Общемировой частный долг в 2020 году увеличился на 13 процентов по отношению к мировому ВВП.
Это увеличение происходило быстрее, чем во время мирового финансового кризиса, и почти так же быстро, как рост государственного долга".
Центробанки "должны вернуть инфляцию к целевым показателям, помня о том, что чрезмерное ужесточение финансовых условий в мире вредит экономическому росту", сказал он.
Военный конфликт на Украине стала дополнением к тем перебоям в снабжении, которые в последние годы негативно отражаются на мировой экономике."
Эффект от нее подобно сейсмическим волнам будет распространяться вдаль и вширь через товарно-сырьевые рынки, торговые и финансовые связи", — заявляет МВФ.
Если мы не прекратим создавать новые кризисы, скрывая трещины в системе, возникнет такой кризис, который покончит со всеми кризисами.