В годовщину гибели космонавта Юрия Гагарина Российский государственный архив научно-технической документации впервые опубликовал фотографии места крушения. Изображения были размещены на официальном сайте организации.
Юрий Гагарин (1934-1968) был советским летчиком-испытателем и первым человеком в истории, совершившим полёт в космос. 12 апреля 1961 года Гагарин стартовал на корабле "Восток-1" и провел в космосе 108 минут, достигнув высоты 327 км от земной поверхности. Этот полет принес ему мировую славу и сделал символом достижений советской космической программы.
Однако, 27 марта 1968 года произошла трагическая гибель Гагарина и его коллеги-лётчика Владимира Серёгина во время тренировочного полёта на Миг-15УТИ.
Обломки самолета с места падения в котором находился Юрий Гагарин
© Фото: Российский государственный архив научно-технической документации
Обстоятельства и причины этой аварии остаются до сих пор неясными, несмотря на проведенные расследования и экспертизы.
Обломки самолета на котором разбился Юрий Гагарин
© Фото: Российский государственный архив научно-технической документации
Его имя навсегда останется в истории космонавтики и станет символом подвига и мужества.
Авиакатастрофа в которой погиб Гагарин
МиГ-15УТИ, на таком самолете разбился Юрий Гагарин
© Фото: Varga Attila / Википедия
Во вторник, 26 марта, около 10:00 утра Гагарин прибыл на аэродром в Звездном городке для предполетной подготовки. Он проходил предполетную подготовку в течение четырех часов, прежде чем заправить самолет, запланированный на рейс 27 марта. Гагарин вернулся ближе к вечеру после посещения своей жены Валентины в больнице. В 9:00 вечера он приехал домой, где его ждали сестра Маша и дочери Елена и Галина. Он читал девочкам сказки до 10:30 вечера, после чего все отправились спать.
Утром в среду, 27 марта 1968 года, в 10:18 Гагарин и Серегин взлетели на учебно-тренировочном самолете МиГ-15УТИ с аэродрома Чкаловский в Щелково. Условия видимости при взлете были нормальными, нижняя граница облачности находилась на высоте 900 метров над уровнем земли. Выполнение задания в зоне высшего пилотажа должно было занять не менее 20 минут, но Гагарин доложил на землю в 10:30, что выполнил задание, и запросил разрешения вернуться на базу. После этого "625" - позывной Гагарина - снова не отвечал.
Когда стало ясно, что у самолета должно было закончиться топливо, в этом районе начались поисковые операции, которые продолжались более трех часов. В 14:50 один из вертолетов обнаружил обломки самолета МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, недалеко от деревни Новоселово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Обломки фюзеляжа, хвостового оперения, крыльев и носовой части были разбросаны на расстоянии до 200 метров друг от друга. На следующее утро члены Государственной комиссии приступили к работе на месте крушения. Были найдены фрагменты тел Серегина и Гагарина, опознанные родственниками и товарищами. На месте крушения были найдены личные вещи пилотов, бумажник с водительскими правами и фотография Королева. На березовой ветке также был найден обрывок летной куртки Гагарина с талонами на питание.
Итогом расследования стало 29 томов. Ходили слухи, что пилоты находились в состоянии алкогольного опьянения, хотя в отчете комиссии говорилось, что алкоголя в их крови не было. На разбившемся истребителе не было самописца "черного ящика".
Причины авиакатастрофы
Государственная комиссия, которая была создана для расследования причин авиакатастрофы, рассмотрела:
- летная подготовка экипажа, организация и обеспечение полетов 27 марта (авиационный подкомитет);
- техническое состояние самолета МиГ-15УТИ (инженерный подкомитет);
- состояние пилотов до и во время полета (медицинская подкомиссия).
Отчет комиссии был конфиденциальным, и его подробности известны только из статей и интервью с отдельными членами. Анализ отпечатков пальцев стрелка кабины и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70 секунд после последней радиосвязи с Гагариным. Экипаж совершил маневр, который привел к тому, что самолет заглох и врезался в землю, в результате чего погиб экипаж. Никаких сбоев бортовых систем обнаружено не было. Химический анализ останков и крови пилотов не выявил никаких посторонних веществ.
Отсутствие опубликованной официальной версии и фактов породило множество предположений и неофициальных версий гибели пилотов, в том числе оспаривание их гибели и политических мотивов произошедших событий.