По данным Мониторинга общественного мнения о пропаганде ЗОЖ и путях борьбы с алкоголизмом, наркоманией и иными девиационными явлениями (Москва, сентябрь-октябрь 2023 года, объем выборки 13202 человека) в текущем году более половины горожан (52%) указывают на то, что у них вредных привычек нет, а 48% признают, что такие привычки у них есть. Эти оценки немного отличаются от аналогичных оценок прошлого года. Тогда отсутствие вредных привычек отмечали 55% опрошенных. Такие колебания свидетельствуют о том, что процесс отказа от вредных привычек весьма сложен и противоречив и отчасти зависит от текущей общественно-политической обстановки и реакции на неё населения.
Незначительные, но вполне ожидаемые и логичные, различия в ответе на этот вопрос наблюдаются в возрастном разрезе: респонденты в возрасте до 29 чаще, чем представители других возрастных групп, отмечают наличие у себя вредных привычек.
Свободного времени для занятий спортом чаще всего не хватает респондентам старшей группы экономически активного возраста (40-49 лет), а желания ‒ всем группам экономически активного возраста (30-49 лет), что можно объяснить высокой трудовой нагрузкой. Учащимся и работающим также чаще всего не хватает денежных средств на спорт, хотя эта причина не является первоочередной. На нехватку доступной инфраструктуры чаще указывают респонденты старшей возрастной группы, где много пенсионеров. Важно, что люди старшего возраста реже всех остальных возрастных когорт говорят об отсутствии желания.
Сопоставляя данные о потребностях жителей столицы в разных видах спортивной инфраструктуры с учётом возрастных различий и данные о том, что мешает москвичам разных возрастных групп заниматься спортом, можно сделать вывод о том, что развитие придомовых компактных недорогих спортивных комплексов, ориентированных не столько на достижение определенных результатов, сколько на удовлетворение потребности в физической активности и общении с соседями, отвечало бы интересам как людей активного трудового возраста (которые не имеют особого желания и времени ездить после тяжёлой трудовой недели в крупные спортивные центры), так и пожилых людей, желающих проводить свой спортивный досуг в компании ровесников.
Не последнюю роль в стимулировании спортивной активности играет своевременная и доступная информация о новых объектах спортивной структуры и спортивных мероприятиях, проходящих в городе и его районах.
Здесь необходимо отметить, что, как и в 2022 году, продолжают выравниваться доли осведомлённых и неосведомлённых о деятельности оздоровительно-спортивных объектов в своём районе, продолжает расти информированность населения (с 51% в 2022 году до 53% в 2023 году), что косвенно подтверждает стабильное усиление интереса москвичей к спортивному досугу. При этом, в отличие от прошлого года, в наименьшей степени информированными оказались москвичи самой старшей возрастной группы (от 50 лет).
Это, видимо, связано со спецификой источников информации, которыми преимущественно пользуются люди этого возраста. В первую тройку наиболее популярных источников сведений о работе районных оздоровительно-спортивных объектов в целом по выборке традиционно входят сайты Интернет (55%) и социальные сети (48%), а также рассказы друзей и знакомых (43%), большая часть из которых также публикуется в сетевых источниках и на форумах в Интернете. Реже всего москвичи обращают внимание на профильную информацию на досках объявлений, черпают её из теле- и радиопередач.
Вместе с тем, сохраняются различия в источниках информации, которыми пользуются разные возрастные группы москвичей. Именно в этом одна из причин слабой информированности людей самой старшей возрастной группы. Они в наименьшей степени пользуются самыми популярными источниками информации ‒ сайтами Интернет и социальными сетями, реже обсуждают эти темы со своими знакомыми и друзьями в популярных мессенджерах. Заметно чаще представители старшего поколения пользуются привычными для них источниками информации, такими как радио, телевидение, доски объявлений. Поэтому в целях обеспечения равномерного информирования всех категорий населения о возможностях спортивного досуга, нужно использовать различные средства массовой коммуникации, не только цифровые, но и традиционные.