"Выучить наизусть" - родители приходят в ужас, читая это домашнее задание в дневнике ребенка, - зубрить весь вечер слово за словом и строчку за строчкой крайне утомительное и нудное занятие. Кроме того, многие искренне считают, что учить стихи совершенно ненужное занятие и напрасная трата времени. И в корне не правы - заучивание стихов это – развитие памяти и словарного запаса, а следуя простым правилам выучить стих не составит труда.
Люди привыкли думать, что нашей памяти не хватает места для запоминания стихов. Но это не так, ведь природа мудра и каждый человек, какими бы слабыми природными способностями не обладал, может улучшить свою память, если захочет. Конечно, стихи трудно запоминать, но напротив, этот процесс можно сделать интересным, если использовать мнемотехнические приёмы.
Например, можно прослушать стихотворение и попросить нарисовать то, о чём говорится в тексте. В процессе рисования можно обсудить вопросы, связанные с темой. Повторять при этом стихотворение слишком часто не нужно. Когда ребёнок закончит рисовать, нужно обсудить все нюансы: цвет, форму, размеры, контуры, трудности изображения чего – либо. После этого можно приступать к заучиванию. Это окажется достаточно просто, так как ребёнок уже прочувствовал информацию.
Хороший вариант, запоминания - попросить ребенка представить то, о чем говорится в стихотворении. Постараться представить в образной форме (мысленно нарисовать) строчку данного произведения. Попросить вспомнить воображаемые картинки частей стихотворения в единый рисунок. Изобразить идею стихотворения, понять, что хотел изобразить автор.
Ещё один метод для запоминания построение схемы стихотворения. Это значит упростить материал, выделить главное в нём и каким-либо образом обозначить его. Запомнить – значит упорядочить. Можно найти опорную точку, отталкиваясь от которой можно будет воспроизвести стихотворение, или найти связи между словами и выражениями.
Ребёнку 5 -7 лет гораздо легче заучить, «вызубрить» материал, нежели осмыслить его. Но применение такого способа запоминания требует больше усилий, затраты энергии, а также эффективность такого вида запоминания носит временный характер.
Чтобы научить рассказывать стихотворение с выражением, надо показывать ребёнку красоту речи, слога. Предлагать слушать чтение литературных произведений артистами, регулярно включать аудиокниги.
В любом тексте есть отдельные слова и словосочетания, которые передают весь смысл фразы. Они являются эмоциональной составляющей всего повествования и их необходимо выделить из общей массы слов. При работе со стихотворением, нужно вычленить основную мысль и сделать акцент на неё при помощи усиления голоса, паузы, удлинениям звука или темпом голоса. Выражение сильных эмоций показывается увеличением силы голоса, а горестных – уменьшением.
Важно в выразительном чтении стихотворения показать темп голоса. Медленный темп повествует о торжественном моменте, а быстрый темп используют для передачи волнующих эмоций.
Правильно сделать паузу в процессе чтения стихотворения – очень важное умение. Паузы разбивают стихотворный поток на несколько частей адаптируя его для понимания. В тексте паузой обычно обозначается многоточием и символизирует о переживаниях и волнениях.
Но самое важное для чтеца – это дикция. Лишь чёткое и верное произношение слов поможет красиво донести его до слушателя.
Следуя этим советам и выполняя постоянные тренировки, можно полюбить учить стихи и красиво и выразительно читать их слушателям. Помните, стихи не нужно «зубрить» важно понять то, что читаешь и наслаждаться этим моментом.
Автор: Наталья Фесенко, основатель детского театрального-языкового лагеря Мимикрия
Сайт: lager.cofdf.ru