Власть с помощью стресса. Путь от собаки к человеку

Общество

3621 0 Добавить в закладки

Информационная война

Информационная война

С чего все начиналось

В лаборатории И. П. Павлова его сотрудница Н. Р. Шенгер-Крестовникова обучала собаку отличать круг от эллипса, постепенно изменяя его форму так, чтобы он все больше и больше походил на круг. Правильное решение подкреплялось пищей, а неправильное – нет. Когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, животное стало ошибаться и не смогло научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отличать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные рефлексы, которые были выработаны прежде, и «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала». Таким образом, впервые в эксперименте было показано, что неконтролируемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.

Следует обратить внимание на то, что в результате неконтролируемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах психики экспериментального объекта. У животного развились:

  • когнитивный дефицит (собака утратила ранее выработанные навыки);
  • моторные нарушения (собака постоянно была в движении);
  • расстройства аффекта (собака постоянно повизгивала).

Эксперимент Н. Р. Шенгер-Крестовниковой

Эксперимент Н. Р. Шенгер-Крестовниковой

Собака, которая долго не могла решить задачу, приобрела расстройство моторных, аффективных и когнитивных функций. В дальнейшем было неоднократно показано, что неконтролируемые воздействия вызывают нарушения всех трех функций – когнитивной, аффективной и моторной.
Эксперимент Шенгер-Крестовниковой особенно ценен тем, что в нем не были использованы аверсивные стимулы, т. е. такие, которых животное старается избегать. Единственным фактором, травмировавшим психику животного, оказалась невозможность установить контроль над ситуацией.

Нужно подчеркнуть, что собака не голодала, несмотря на то, что выработать условный рефлекс, т. е. решить задачу, она не могла. Хотя пищевое подкрепление во время эксперимента было неполным, но животное всегда вечером кормили. Она успевала достаточно проголодаться за ночь, так что на следующее утро у нее имеется достаточный уровень пищевой потребности, обеспечивающий сильную мотивацию. Поэтому нельзя связывать развившиеся нарушения у собаки с истощением вследствие недоедания.

Поведение животных гораздо сложнее, чем предсказывает теория условных рефлексов. Помимо пищевой потребности собака мотивирована и потребностями более высокого порядка, в частности потребностью установить закономерность происходящих изменений в окружающей среде. Конечно же, это не значит, что животное имеет потребность в познании. Для него вполне достаточно установить чисто эмпирическую закономерность появления корма. Невозможность удовлетворить эту потребность (опыт длился несколько недель) и привела в данном случае к возникновению моторных, когнитивных и аффективных расстройств.

Этот эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических методов манипуляции поведением. Несмотря на то, что неконтролируемый стресс используется многие тысячелетия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно эксперимент Шенгер-Крестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздействия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству поведения, и изучению физиологических механизмов подобных нарушений.

Существуют различные способы создания неконтролируемой ситуации

Чтобы стрессовая ситуация оказалась неконтролируемой, воздействие должно отвечать одному или нескольким условиям, о которых мы говорили выше.
Расстройство поведения собаки в эксперименте Шенгер-Крестовниковой было вызвано не болевыми или какими-то другими неприятными воздействиями, а исключительно психологическим фактором – невозможностью контролировать изменения в среде.

Итак, каким образом вышеупомянутый эксперимент применяется в информационных войнах?

Мы являемся потребителями информации, когда мы смотрим СМИ, на нас воздействуют, через новости, шоу, ток-шоу, фильмы, рекламу.

Воздействие СМИ на аудиторию

Воздействие СМИ на аудиторию

Подборка цитат по этой теме:

«Экран телевизора - не зеркало, а линза. И поэтому он не отражает реальность, а преломляет её, так как выгодно хозяевам СМИ»

«Неважно, что правда; важно, что люди будут считать правдой» Пол Уотсон

«Ничто не существует реально, пока это не показали по телевидению» Дэниэл Бурстин

«Человек — разумное животное, его можно убедить в чем угодно. Фокус в том, что плохая мысль и хорошая мысль одинаково обоснованы и аргументированы. Качество совета и его аргументированность — вещи невзаимосвязанные, но об этом мало кто знает» О. Матвейчев

«Сегодняшние люди проводят в виртуальных мирах гораздо больше времени, чем раньше. Так что созданы все условия для погружения в виртуальный мир. А это кино, видеоигры, телесериалы… Когда мы там, нас не волнует никакое правительство, наши и чужие проблемы...» Г. Почепцов

«Информация может изменить знания, но необязательно мнения. Информация – лишь часть коммуникаций, а коммуникации – лишь часть связей с общественностью. То, что компания делает, так же важно, как то, что она говорит о себе» Роджер Хейвуд

На ТВ формируют и выстраивают контент передач и новостей особым образом.

Суть заключается подаче информации таким образом, чтобы вы не могли со временем отличать правду от вымысла, шок от увиденного — вызовет стресс, а комедия или эротика — вызовет чувство радости и удовольствия.

Чередуют правдивую информацию с ложной, шокирующую с комичной – это также вызывает стресс, который со временем вызывает разные расстройства, как в эксперименте с собакой.

Нет, человек не начинает повизгивать, у него появляется раздражительность, снижается концентрация и память,  появление механического, и автоматического поведения. Затем утрачивается способность критически воспринимать информацию, анализировать ее, пропадает инициативность, убеждение, что вы на что-то можете повлиять или от вас что-то зависит. Если перечисленные факторы присущи и вам, скорее всего у вас – выученная беспомощность.

Выхода нет

Выхода нет

Похоже на службу в армии, есть приказ нужно выполнить и никого не волнует, что вы думаете, по этому поводу и как будете выполнять. Обычная механическая работа на автопилоте. Человека превращают в идеальную шестерёнку системы. Вы не думаете, о глупых поручениях начальника, которые могут даже не относится к работе, вы не думаете о снижении уровня жизни и свободы в стране, вы не думаете что вам показывают – вы просто выполняете работу машинально и впитываете то, что покажут/скажут, совершенно не анализируя информацию, без малейшего сомнения.

На сегодняшний день большинство людей крайне необразованны. Они верят СМИ, верят в то, что художественная литература делает их умнее, они не видят очевидных вещей, им легко запудрить мозги, чем с большой радостью пользуется верхушка государственной власти.

Через экраны телевизоров, нам навязывают нужные им идеи: терпеть низкие зарплаты, высокие цены, идти на войну, сидеть тихо и верить в то, что все хорошо. Ну а если и плохо, то у всех так или нужно еще немного потерпеть.

Людей очень легко отвлечь от реальности по средствам стресса и/или зрелищ. Достаточно одно происшествия и СМИ раздувают происшедшее, добавляя им выгодные факты. Размусоливают чужие ошибки, чтобы скрыть собственные и для достижения собственных целей не брезгуют нечем.

Так сложилось, что на активную мозговую деятельность и обработку информации, мозг тратит очень много энергии, а мы развивались так, чтобы все время ее экономить в связи с пищевой ограниченностью. Подробнее можно прочитать в книге Савельева «Происхождение мозга» или основную мысль из нее у меня в моей демо-книге «Стресс и счастье. Их роль в нашем управлении».

Сравните сходства кормления собаки и зарплаты, и там и там выдается ровно столько, чтобы не умереть с голоду или более-менее нормально жить и работать, но только до следующей зарплаты. Вот так вот.

Так в чем же отличие информационных войн от обычных?

  • Обычное оружие применяется по живой силе и технике, а информационное, в основном, по системе управления мышлением на воздействуемое население.
  • Пораженная информационная система в своем поведении руководствуется уже не столько собственными интересами, сколько чужими командами.

«Информационные войны провоцируют недоверие к информации как таковой. Правда – она существует, но она практически превратилась в философское понятие, далекое от реальности» Георгий Почепцов

«Убеди кого-то в том, что он проиграл или в том, что он слаб, и война оказывается не нужна (ведь цель войны — доказать, что ты сильнее. И возникает война там, где каждый из соперников думает, что он сильнее другого). ...До сих пор многие воспринимают словосочетание «информационная война» как некую метафору. Дескать, слово «война» тут понимается в переносном смысле. Мол, есть настоящая война, а есть ее пародия — война информационная. Или информационная война только подвид. Это в корне неверно. Любая война изначально уже есть война информационная. Она уже есть война воль и сознаний даже в самом диком виде. И она есть всегда война за волю и сознание. В современную эпоху эта глубинная сущность войны просто вышла на поверхность, окончательно обнаружила себя. Информационная война это и есть настоящая война. Настолько настоящая, что всякая другая скорее может быть названа войной в переносном смысле.» О. Матвейчев

«Современная пропаганда – это последовательная, достаточно продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе. Подобная практика создания нужных событий и нужных образов в сознании миллионов людей распространена очень широко. Важно учесть, что эта деятельность повсеместна и длительна, в итоге она позволяет контролировать общественное сознание настолько же эффективно, насколько армия контролирует своих солдат. Только этот контроль должен использоваться грамотно, во благо народа. Учитывая не отдельную личность и даже не массовое сознание, а структуру общества, состоящую из пересекающихся групп и связей «лидер – последователь». Человек рассматривается не просто как клетка социального организма, но и как составляющая социальной единицы. Коснитесь нервного окончания в чувствительной точке, и вы вызовете непроизвольную реакцию определенных членов этого организма.» Эдвард Бернейс

Как людям не утонуть в потоке лжи, пропаганды, манипуляций?

На эту вопрос дает рекомендацию Георгий Почепцов

- Быть более критичными: и к текстам, и к тем, кто их произносит. Иногда надо задумываться, почему эти слова вдруг зазвучали из уст этого человека или прозвучали на конкретном телеканале. Но в целом любителю противостоять профессионалу очень сложно. Тем более что за профессионалом стоит система.

Притча

У нас один рот и два уха, значит мы должны больше слушать, чем говорить. Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам. Над всем этим есть мозг, поэтому мы обязаны сначала думать, прежде, чем, увидев отрывок и услышав слухи, «выливать» все через рот и воспринимать все на веру…

Заключение

Информационная война и пропаганда только одни из главных способов воздействия на массы в социальной инженерии. Социальная инженерия - процесс научный и творческий, требующий серьезных аналитических, логических и теоретических знаний, требующий больших мыслительных затрат, и хорошо развитой эмпатией. Иначе как вы эффективно будете влиять на людей не чувствуя интуитивно их настроения и желания, никакая теория вас этому не научит.

Вот почему настоящие специалисты в этой области ценятся и получают такие большие гонорары.

Автор: Майдан Павел Владимирович, консультант по связям с общественностью, специалист по поведению.


 Запрыгивайте в Telegram, там жутко интересно! 


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц. сети
или войдите как гость
Войти
 Поддержите СМИ NewsFrol



Интересно




Статьи



Последние комментарии