Перед Россией, освободившей Сирию от террористов, стоит еще одна задача – разобраться с коррупцией в этой стране. Об этом в интервью Федеральному агентству новостей (ФАН) заявил политолог Иван Аркатов.
Россия начала оказывать помощь законному правительству Сирии в 2011 году. Благодаря вступлению РФ в конфликт, было разгромлено «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ - группировка запрещена в РФ) и большая часть территории страны была возвращена под контроль государства. Заслугой России является и то, что вооруженные группировки на северо-западе Сирии присоединились к режиму прекращения огня.
С учетом этого было бы логично предположить, что Дамаск создаст необходимые условия для развития российского бизнеса в стране. Но этого не произошло.
О причинах сложившейся ситуации говорит политолог Иван Аркатов.
По его словам, препоны российскому бизнесу ставят коррумпированные сирийские чиновники.
«Главный повод для сирийских коррупционеров — это война: на нее обычно списываются проблемы с логистикой, проблемы с безопасностью и прочие казусы. И на все это сирийцы требуют деньги. Но Россия сделал все, чтобы война прекратилась: уничтожила ИГИЛ, добилась прекращения огня в Идлибе, но лучше для российского бизнеса от этого не стало», — считает эксперт.
Сирийское правительство обещает россиянам преференции и льготы, но дальше обещаний дело не идет. Благоприятного бизнес-климата как не было, так и нет. Все упирается в коррупцию.
«Коррупция в Сирии, особенно на уровне правительства — одна из самых больших проблем для России, - отмечает Аркатов. - Мы вкладываем в сирийскую экономику существенные деньги, однако результатов мы не видим. Создается впечатление, что все инвестиции, которые Россия вкладывает в Сирию, идет в чужой карман».
Аркатов обратил внимание на еще один момент – неоднородность правительства Сирии. У власти находятся несколько влиятельных семей. Клан Асадов не единственный, кто может принимать решения. Есть, например, очень богатый и влиятельный клан Махлуфов. Много власти и в руках Имада Хамиса — бывшего министра энергетики, а ныне премьер-министра. И, конечно же, не стоит сбрасывать со счетов множество более мелких чиновников, которые погрязли в коррупции.
Эксперт напомнил про слова сирийского президента, год назад заявившего, что коррупция хуже терроризма. Однако никаких успехов в борьбе с этим злом Асад не продемонстрировал. Стало ясно, что ему не хватает ни политической воли, ни решимости бороться со сложившейся клановой системой. И совершенно бесполезно надеяться, что положение изменится в лучшую сторону.
«Вывод напрашивается сам собой: Россия должна навести порядок в сирийской экономике, насквозь прогнившей из-за коррупции», — подытожил Иван Аркатов, заметив, что если коррупция хуже терроризма, то Россия должна поступить с сирийской коррупцией так же, как с терроризмом - победить ее.