Геополитики признают, что даже могущественные лидеры мало что могут сделать в противостоянии с топографией, пишет Guardian.
После того, как в 2014 году был свергнут дружественный России украинский президент Виктор Янукович, Путину пришлось присоединить Крым. Еще больше сюрпризов принес 2022 год, но не все они обусловлены географией.
Российско-украинский конфликт преподнес много сюрпризов, главный из которых — сам факт произошедшего. В прошлом мирная Россия была вовлечена в сложную глобальную экономику.
Действительно ли она готова разрывать торговые связи и угрожать ядерной войной лишь ради расширения и без того огромной территории? Несмотря на многочисленные предупреждения, в том числе от самого Владимира Путина, конфликт все равно стал неожиданностью.
Но не для журналиста Тима Маршалла. С первой страницы своей книги "Узники географии" (2015) он приглашает читателя поразмыслить над топографией России. Ее окружает кольцо гор и льда, граница с Китаем защищена горными хребтами, с Ираном и Турцией — Кавказом. Между Россией и Западной Европой находятся Балканы, Карпаты и Альпы, которые образуют еще одну стену.
Ну, или почти. К северу от этих гор Россию с ее хорошо вооруженными западными соседями соединяет нерельефный коридор, идущий через Украину и Польшу. По нему можно на велосипеде доехать из Парижа до Москвы.
Или на танке. Маршалл отмечает, что эта брешь в естественной защите России неоднократно приводила к нападениям на нее.
"У Путина нет выбора, — заключает Маршалл. — Ему нужно как минимум попытаться контролировать равнины на западе".