Москва, 15 августа – NewsFrol. В Росстате отчитались за последние полгода о теневом рынке труда. В ведомстве отметили его падение на 20% по сравнению с прошлым годом. В Минтруде оптимизма ещё больше. Было заявлено о легализации 810 тыс. работников за первое полугодие 2017 года.
Однако не всё так радужно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, доля работников, которые заняты в неформальном секторе, примерно 18,7% (13,4 млн человек) от общего количества занятых. Среди мужчин неформально трудятся 20,2%, среди женщин – 17,2%, т. е. проблема всё ещё есть и она довольно серьёзная. Во-вторых, если взвесить затраты, которые представители Минтруда потратили, чтобы легализовать 810 тысяч человек то экономика РФ как таковая дополнительных доходов пока с этого не имеет.
К тому же, как рассказал «Newsfrol» главный редактор информационного портала «Блокчейн и биткоин в России» Сергей Добрышкин не стоит забывать, что и сам рынок труда уменьшается в целом: «За исключением грандиозных госпроектов типа «Крымского моста», олимпиады или стройки стадионов к чемпионату мира, пока не видно, чтобы массово требовались люди для работы. Частный бизнес по-прежнему загибается, успешные проекты в этом секторе, скорее исключение из правил, чем правило. Возможен рост занятости в АйТи сфере, в связи с последними движениями правительства в сторону новой технологии «Блокчейн», но будущих специалистов ещё нужно обучить.
«Ветер перемен» конечно уже ощущается, тот же «Крымский мост» или китайский «Шёлковый путь», но это в перспективе двух-трёх лет. Конечно 20% – это слишком большая цифра, чтобы можно было говорить об откровенном жульничестве Росстата, вероятно идут позитивные изменения, но реально население ощутит эти изменения в ближайшие год, два не раньше».
Также небольшой скептицизм выразил и советник председателя правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин: «Всецело доверять статистике не стоит в связи с использованием официальных и задокументированных источников данных. На федеральном уровне не сложилось даже определения теневой экономики, а законотворцы оперируют термином «самозанятые граждане». Пока не будет решён вопрос критериев теневой занятости – любые статистические выкладки будут достаточно условны и оспоримы.
Контроль результативности легализации работников можно проводить только в годовом измерении – по размерам отчислений по налогам и обязательным взносам. В любом случае эффект от легализации будет являться среднесрочным (3-5 лет), а непосредственная его оценка возможна при рассмотрении доходов бюджета.
…Формально в нашей стране действует мораторий на повышение налогов, что не запрещает изменять правила и условия других обязательных выплат, взносов и сборов. Человеку проще работать в тени, чем связывать себя с множественной отчётностью и ожидать новых сборов, обязательного приобретения оборудования и т.д.
Незащищенные слои населения, как правило, работают в сфере оказания услуг. Столкнувшись с ворохом отчётных документов, а также в условиях невысокого спроса и высокой контрольной нагрузки, граждане делают свой выбор в пользу теневой занятости.
Применение опыта других стран к России должно проводиться только с учётом сложившейся экономической ситуации. Для этого необходим ряд мораториев – полный контрольно-надзорный для индивидуальных предпринимателей на длительный срок, на повышение не только налогов, но и сборов на длительный срок, на изменение обязательных требований. Наиболее оптимальный срок – 10 лет. Это позволит обеспечить стабильность развития самозанятости и выхода из тени».
Ещё один фактор «погрешности» такой статистики и как следствие не отражающий реального положения дел на рынке труда – это, как рассказала «NewsFrol» руководитель Центра экономической политики и бизнеса, доктор экономических наук Елена Румянцева коррупция: «Сегодня не проходят с точки зрения международных критериев качества оценок обобщающие заключения по обществу в целом, поскольку оно сильно дифференцировано, и главный удар по легальности, открытости всех финансовых потоков наносит именно коррупция с её безудержным теневым вывозом капитала за рубеж, а не беднейшие слои населения.
По данным ежегодно проводимого ВЦИОМ опроса, в интерпретации результатов которого критерием фактической бедности населения в стране принята нехватка средств на еду и одежду, в 2009-2017 гг. данный показатель оцениваемого уровня бедности колебался от 75 до 86% всех опрошенных. Это показывает фактическое отсутствие, с одной стороны, теневых доходов у большинства граждан а, с другой стороны, указывает и на отсутствие каких-то значимых перемен…
Наше общество сегодня сильно дифференцировано, а рынок труда давно подорван с точки зрения интереса для предложения наёмного труда не в качестве обезличенных батраков или даже неимущих глухонемых рабов, а в качестве творческих инициативных личностей.
Именно коррупция устанавливает неоправданно высоко дифференцированные выплаты для себя как ресурс быстрого самообогащения за счёт унижения, недоплаты всем другим как в современных трудовых отношениях, так и в социальной сфере. И это – не учитывается сегодня ни в каких данных официальной отчётности государственных органов, Пенсионного фонда РФ, хотя, по сути, формирует основную строку расходов по направлению «социальная политика».
Автор: Круглей Илья