О том, что сбой в работе онлайн-касс рано или поздно может случиться и что в законодательстве по этому поводу огромный пробел и нет никаких указаний как действовать в таком случае – эксперты говорят уже давно. Так, например, в Екатеринбурге буквально за две недели до всероссийского сбоя онлайн касс прошли слушания по вопросу внесения необходимых поправок в 54-ФЗ и одним из обсуждаемых законодательных пробелов, который необходимо срочно урегулировать, как раз и был вопрос отсутствия указаний что делать рознице, если кассовая техника выйдет из строя. Подробнее с протоколом слушаний и выработанными предложениями по урегулированию законодательства, направленным также в ГосДуму РФ, можно ознакомиться здесь https://merkata.ru/novosti/novost-merkaty.php?id=230
«…Также в настоящее время не действует порядок замены кассового аппарата при поломке онлайн - кассы. Бизнес-деятельность должна немедленно «замереть» до момента устранения поломки. В противном случае налогоплательщика ожидают значительные суммы штрафов по ст. 14.5. КоАП РФ за неприменение ККТ (до 100% от суммы выручки, но не менее чем 30 тыс. руб.). Предложение: Установить «каникулы» по неприменению штрафных санкций по ст. 14. 5 КоАП РФ за нарушения законодательства в сфере ККТ, в том числе за ошибки в применении онлайн-касс и вынужденное неприменение онлайн-касс. Это позволит пользователям касс осуществить необходимые настройки и внедрение онлайн-касс в разумные сроки. Также предлагается закрепить в законе либо в подзаконном нормативном акте порядок замены ККТ при поломке, аварии и освобождение пользователя касс от административной ответственности в этом случае. Предусмотреть механизм возобновления работы пользователя касс, например, с использованием «заменной кассы», др.» - Выдержка из протокола.
До этого, когда на различных семинарах представителям ФНС задавали вопрос о том, что делать если касса выйдет из строя по независящим от пользователя причинам, говорили, что первое что необходимо делать во избежание в дальнейшем штрафов за неприменение ККТ- во-первых уведомить налоговую о сбое, во-вторых, фиксировать продажи (чеки, отбитые в нефискальном режиме) и провести их сразу же после того, как полноценная работа кассы будет восстановлена – например, с помощью чека коррекции или копии всех отбитых в нефискальном режиме чеков вместе с сопроводительным письмом направить налоговую и т.д.
Как говорится, не было бы счастья… В результате произошедшего сбоя и ФНС, и Роспотребнадзор опубликовали разъяснения о том, как действовать в подобных случаях, которыми уже совершенно официально можно пользоваться вплоть до закрепления этого порядка действия в законодательстве. Итак, если касса вышла из строя, то:
- Торговой точке следует обратиться к поставщику/производителю с письменной претензией и получить официальный письменный ответ с подтверждением вины производителя в выходе кассы из строя;
- Можно продолжать вести торговлю, выдавая покупателям товарные чеки или иные документы, подтверждающие совершение покупки (например, заполненные от руки или распечатанные на компьютере товарные чеки или иные документы, подтверждающие совершение покупки);
- Разъяснять покупателям, что ведение торговли в такой ситуации допустимо и если рукописного документа, подтверждающего факт и сумму покупки, недостаточно, они могут осуществлять фото- и видеофиксацию совершения покупки и, согласно разъяснениям Роспотребнадзора, это будет надлежащим доказательством совершения покупки;
- Перед закрытием смены, в которую случился сбой, сформируют кассовый чек коррекции либо бланк строгой отчетности коррекции с указанием продаж, осуществленных в период сбоя.
Автор: Антон Еликов, эксперт центра поддержки малого предпринимательства Мерката
Сайт: www.merkata.ru