Если оценивать грядущие изменения в российском законодательстве, о котором уже открыто говорят и пишут в научном мире как об имеющем значимые недостатки в условиях его сформированности в целом на 90-95% (поэтому во многих регионах депутаты исполняют свои полномочия на общественных началах), то их можно разделять на плановые и внезапные, а также бюрократические, фискальные и кардинально изменяющие нашу жизнь. Если говорить о законах кардинально изменяющих жизнь в стране, каких-то реформах, как значимом улучшении нашей жизни, то их не планируется осуществлять вплоть до 2020 года, о чем говорит принятие без кажущихся всем нам важными прогрессивных структурных изменений сокращений государственного бюджета на 3-летний период с прогнозируемой инфляцией: основные траты бюджетных средств предполагается, как и в прежние годы, направлять на управление, силовой блок и социальную политику с ее многообразием социальных выплат от выдачи разового билета на культурно-массовое мероприятие или оплату бытовых услуг до бесплатного предоставления квартир отдельным категориям граждан, а образование и здравоохранение останутся недофинансированными, причем на здравоохранение, по качеству которого Россия занимает низкие позиции в международных рейтингах, предусмотрено выделение меньше средств, чем на образование. Речь идет о нереализованных возможностях значимой экономии на непроизводительных затратах государства, которых на сегодня немало, крупномасштабных государственных инвестиций типа реализации плана электрификации всей страны в свое время, росте объемов и качества общественных благ и об уменьшении нагрузки от рантье, которые в условиях давления на общество нелегально действующей управленческой коррупции трансформируют в настоящее время цели реализации общественно важных интересов, социального развития в цели своего персонального теневого обогащения и его поддержания на возможно высоком уровне за счет общественно значимых средств.
Главные изменения в законодательстве России, которое при его сформированности может в любой момент снова внепланово и непредсказуемо поменяться, изменив нашу жизнь в сторону ухудшения также, уже много лет происходят через поправки к законам. Многие из них в силу своего спонтанного характера не улучшили, а заметно осложнили нашу жизнь в изменении налоговой отчетности как постоянной инициативы налоговиков, по сути, обременяющей и без того придавленное излишними административными барьерами и давлением коррупции (через долгие годы процветающее в России рейдерство на его коррупционной основе, внеплановые проверки, носящие вид преследования отдельных личностей и их пытающегося быть свободным, инициативным бизнеса и пр.) предпринимательство. К внезапным изменениям, по негласно сложившейся традиции, следует отнести внезапное возникновение все новых и новых административных барьеров (т.к. целесообразность ужесточения бюрократизации нашей жизни никто всесторонне и объективно, с позиции интересов предпринимателей, населения не оценивает), и штрафов населения, бизнеса. Важно не провоцировать коррупцию на новые виды ее борьбы с населением России, но и оценивать, где эти изменения имеют коррупционный характер, и где, при всем видимом позитиве и его пропаганде, коррупция все больнее «кусает», «бьет» по уровню благосостояния граждан, нападая на них, отбирая у них общественно значимые блага, что нормами права, казалось бы, запрещено и защищено (как, например, нерациональное, противоречащее интересам местного населения, интересам нормированного территориального развития точечное строительство на территориях комплексной застройки крупных российских городов, под которое тысячи людей могут лишать важных общественных благ ради получения личных, частных (коррупционных в данном аспекте противопоставления, а не согласования, соблюдения интересов всех заинтересованных сторон) выгод).
В оценке же реального состояния России имеются существенные разночтения из-за искажений макроэкономических показателей, которыми они пользуются, – по мнению одних, мы живем в условиях глубочайшего экономического кризиса, по мнению прочих – в условиях не экономического процветания (а с чем его можно сравнить? – с чистым полем, с болотом или, например, с уровнем жизни в Европе, в США?), но экономического роста. Для большинства населения эта традиционная и важная для страны дискуссия, в каком же состоянии находится Россия в текущей момент, в настоящее время примечательна не только тем, что надо все более внимательно стараться самим анализировать и сравнивать между собой статистические данные, заявления официальных органов власти, значимые научные публикации, но и единодушием в постановке главных проблем. Сегодня для нетрудоспособного населения главный из рассматриваемых вопросов, вне зависимости от позиции дискуссантов, - это возросшая бедность в стране с де факто сокращенными объемами всех видов социальной помощи для большинства, по сути, не защищаемых коррупционными лоббистами граждан (а не выборочных категорий, поскольку главная проблемы недостатка социальных выплат в стране – их давящая и уже много лет нуждающаяся в пересмотре дифференциация как источник социального неравенства в распределении государственной финансовой помощи в группе пожилых граждан, многодетных семей, прочих семей с детьми, хронически больных людей и др.), а для трудоспособных людей, которые по причине ухудшения состояния рынка труда, фактической (наблюдаемой и ненаблюдаемой) безработицы тоже нуждаются в государственной социальной помощи, - сокращение возможностей трудоустройства на работу с потенциалом получения достойной оплаты труда за свой труд (в России, по данным международных сравнений, впервые с дореволюционного периода заработная плата оказалась ниже, чем в Китае).
Из этого исследования состояния рынка труда, выбранных приоритетов государственной социальной и экономической политики, на мой взгляд, важно, кроме значимости перевода дискуссии о приоритетах дальнейшего развития нашей страны в условиях существенной разницы в уровне жизни большинства населения, объемах и качестве предоставляемых благ в экономически развитых странах, пытаться все же перейти из пассивной и нерациональной, бессистемной, бесплановой позиции восприятия экономики своего домашнего хозяйства на позиции, связанные с долгосрочным планированием, дальнейшей рационализацией и вынужденной экономией, связанной с сокращением малозначимых затрат (например, как расточительства на продуктах питания, на одежде, отдыхе, организации досуга, товарах длительного пользования, имеющих разную стоимость в разных местах их оплаты), проверке счетов ЖКХ, ревизии эффективности использования своего движимого и недвижимого имущества и пр. В долгосрочном плане, на мой взгляд, важным представляется нацеленность большинства населения не на импульсивное потребление, во многом, на основе кредитной поддержки банков, что все же соответствует модели устойчивого развития в странах с высоким уровнем государственного социального обеспечения, а на формирование посильных сбережений на цели жизнеобеспечивающего платного лечения, отдыха, возможного платного обучения детей, ремонта жилья, сохранение достигнутого и значимого уровня жизни при выходе на пенсию. Потребление в современной России должно становиться менее импульсивным и более рациональным. И 2018 год как раз диктует такое требование к формированию экономической безопасности домашних хозяйств в России, защите их от бедности, даже от реальной существующей угрозы нищеты, банкротства в условиях ужесточения внешней экономической ситуации для многих их них.
Автор: Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор, автор "Новой экономической энциклопедии", эксперт СМИ по проблемам коррупции