Аналитики компании ФинЭкспертиза, используя данные Росстата и данные Федерального казначейства России, проанализировали динамику роста налоговой нагрузки на жителей и подсчитали, стали ли жители регионов за последние два года платить за свое имущество (жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж) больше.
До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (которая приближена к рыночной). Такой «налоговый маневр» позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.
Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость. «В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает», – отметил президент.
В рамках исследования, проведенного ФинЭкспертизой, была рассчитана динамика налоговой нагрузки на жителей каждого из регионов за период с 2015 по 2017 год. Для этого были взяты доходы бюджета по этой статье в каждом из регионов за 2015 и 2017 год, разделены на количество жителей, получившиеся значения сопоставлены.
Поскольку налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начал действовать с 1 января 2015 года, первые поступления от налога, рассчитанного по новым правилам, попали в бюджеты 2016 года. Поэтому в рамках исследования 2015 год брался в качестве точки отсчета до использования кадастровой стоимости в расчетах налога на имущество физических лиц, и 2017 год – когда многие регионы уже перешли на кадастровый порядок расчета.
Исследование показало, что в среднем по России налоговая нагрузка на граждан (в разрезе налога на имущество) за два года выросла в 1,72 раза и составила 355,8 руб. на человека. Сборы по налогу на имущество физических лиц в Российской Федерации увеличились за два года на 23 млрд рублей и достигли суммы в 52,2 млрд рублей.
Магаданская область стала лидером среди регионов РФ по максимальному росту доходов бюджета от налога на имущество физических лиц за два последних года. Поступления в региональный бюджет от налога на имущество физических лиц здесь выросли в 9,7 раз. В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое. В Москве доходы от налога на имущество физических лиц за два года выросли в 2,74 раза.
Как показало исследование, есть и регионы, которые показали отрицательный рост доходов бюджета от налога на имущество физических лиц. Это Ярославская область (падение на 2,1 млн рублей), Ленинградская область (падение на 18,7 млн рублей), Республика Калмыкия (падение на 11,7 млн рублей).
Что касается зависимости роста платежей от перехода на кадастровый порядок расчета, то, несомненно, такая зависимость есть. В десятку регионов с максимальным ростом доходов от налога на имущество физических лиц вошли шесть регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, три региона – в 2016 году и один регион, дата перехода которых на расчеты по кадастру не определена. Таким образом, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов.
Доходы бюджетов от сборов налога на имущество физических лиц повысились в 1,72 раза
Используя данные Федерального казначейства России, аналитики компании ФинЭкспертиза рассчитали долю доходов бюджетов регионов РФ в 2017 году от налога на имущество физических лиц (налоги за жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж) в общих доходах бюджетов и составили рейтинг регионов по данному показателю.
До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Такой "налоговый маневр" позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.
Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал и президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость.
Согласно результатам исследования ФинЭкспертизы, в среднем по России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов составляет 0,42%. За два года сборы по налогу увеличились на 23 млрд рублей и достигли суммы в 52,2 млрд рублей, то есть данный показатель повысился в 1,72 раза.
В 17 регионах России доля доходов от налога на имущество физических лиц в общих доходах бюджетов превышает 0,5%. Лидерами по этому показателю являются бюджеты Саратовской области с долей 0,85% от всех доходов бюджета, Томской области (0,83%) и Вологодской области (0,74%).
Минимальная доля доходов от налога на имущество физических лиц – в бюджетах Чукотского и Ненецкого автономного округов – 0,01% и 0,02% соответственно.
Москвичи стали платить за свое имущество почти в три раза больше
Аналитики ФинЭкспертизы подсчитали, насколько увеличилась финансовая нагрузка на жителей Москвы в связи с изменением порядка начисления налога на имущество физических лиц с инвентаризационной стоимости на кадастровую. Исследование позволило ответить на вопрос, стали ли жители платить за свое имущество – жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж – больше.
До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (которая приближена к рыночной). Такой «налоговый маневр» позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.
Для расчетов базовыми были приняты 2015 год (год, когда Москва уже перешла на кадастровый порядок расчетов, но средства в бюджет еще не поступили) и 2017 года (год, когда доходы по этой статье уже поступили).
Для того, чтобы рассчитать налоговую нагрузку на каждого жителя, аналитики ФинЭкспертизы взяли доходы бюджета по этой статье в 2015 и в 2017 годах, разделили их на количество жителей столицы и сравнили получившиеся значения.
По результатам исследования были получены следующие цифры:
Нагрузка на жителей Москвы по налогу на имущество физлиц за два года выросла в 2,74 раза.
Среднестатистический москвич платит за свое имущество 1050 руб., это почти в 3 раза больше, чем в среднем по стране.
Сборы по налогу на имущество физических лиц в Москве за два года увеличились на 8,3 млрд рублей и достигли 13 млрд рублей.
Столица заняла восьмую строчку в рейтинге регионов с самыми высокими темпами роста налоговой нагрузки жителей по оплате за свое имущество. В ТОП-3 регионов с самыми высокими темпами налоговой нагрузки вошли Магаданская область (рост в 9,7 раза), Республика Коми и Тульская область, там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое.
В среднем по России налоговая нагрузка на жителей по налогу на имущество за два года выросла в 1,74 раза.
Исследование
Цель исследования:
Оценить динамику налоговой нагрузки на жителей в отношении налога на имущество физических лиц за последние два года в связи с переходом на кадастровый порядок расчетов.
Используемые материалы:
Данные Росстата, данные Федерального казначейства России, данные Федеральной налоговой службы.
Краткие пояснения:
В условиях санкций и нестабильности во внешней экономике вопрос наполняемости региональных бюджетов становится достаточно остро. Многие виды налогов были закреплены законодательно уже достаточно давно, однако их собираемость оставляла желать лучшего. Одним из таких налогов был налог на имущество физических лиц. До 2014 года налогооблагаемая база определялась исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для того, чтобы приблизить стоимость к рыночной, были внесены соответствующие законодательные изменения.
До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Такой "налоговый маневр" позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз. Однако, как показало наше исследование, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.
Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал и президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость.
"В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но мы так не договаривались, и люди такого не ожидали", — сказал тогда Путин. По его словам, надо уточнить эти два параметра, чтобы в итоге сбор стал посильным для граждан.
24 июля 2018 года Государственной Думой РФ был принят закон "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Законом предусматривается постепенный отказ от применения повышающего коэффициента (если разница в инвентаризационной и кадастровой стоимости достаточно велика). При этом с 2018 года вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Данный коэффициент будет применяться в тех субъектах РФ, на территории которых исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется с коэффициентом от 0,6.
Однако мы понимаем, что все предложения в долгосрочной перспективе не снизят существующую налоговую нагрузку на людей, а лишь замедлят темпы ее роста.
Нагрузка на жителей:
Для того, чтобы определить динамику средней налоговой нагрузки на каждого жителя того или иного региона, посмотрим, как изменились сборы региональных бюджетов от налога на имущество физических лиц за последнее время и поделим сумму налога, собранную в регионе, на количество населения, проживающего в нем.
Если учесть, что налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начал исчисляться по-новому с 1 января 2015 года, впервые поступления от налога, рассчитанного по новым правилам, попали в бюджеты 2016 года (срок уплаты гражданами не позднее 1 октября 2016 года). Поэтому базой для сравнения будут служить 2015 год – в качестве точки отсчета до использования кадастровой стоимости в расчетах налога – и 2017 год – когда многие регионы уже перешли на кадастровый порядок расчета.
Таблица 1. Рейтинг регионов РФ по росту налоговой нагрузки на одного жителя
Субъект РФ |
Доходы региона от сборов налога на имущество физических лиц, руб. |
Население, тыс. чел. |
Налог на имущество физических лиц, руб./чел |
Увеличение налоговой нагрузки на человека за два года (раз) |
|||
2015 год |
2017 год |
2015 год |
2017 год |
||||
1 |
Магаданская область |
2 170 269 |
21 047 574 |
146 |
14,86 |
144,2 |
9,70 |
2 |
Республика Коми |
98 406 692 |
348 853 458 |
850 |
115,77 |
410,4 |
3,54 |
3 |
Тульская область |
99 336 911 |
306 595 814 |
1499 |
66,27 |
204,5 |
3,09 |
4 |
Республика Хакасия |
34 365 291 |
103 160 788 |
537 |
63,99 |
192,1 |
3,00 |
5 |
Псковская область |
29 175 589 |
81 642 376 |
642 |
45,44 |
127,2 |
2,80 |
6 |
Самарская область |
538 098 532 |
1 484 697 416 |
3203 |
168 |
463,5 |
2,76 |
7 |
г. Москва |
4 741 185 751 |
13 003 979 588 |
12381 |
382,94 |
1050,3 |
2,74 |
8 |
Республика Алтай |
17 993 654 |
42 971 202 |
217 |
82,92 |
198 |
2,39 |
9 |
Республика Башкортостан |
373 136 649 |
884 424 211 |
4067 |
91,75 |
217,5 |
2,37 |
10 |
Чеченская Республика |
27 686 370 |
63 416 669 |
1415 |
19,57 |
44,8 |
2,29 |
11 |
Республика Ингушетия |
5 052 533 |
10 955 561 |
481 |
10,5 |
22,8 |
2,17 |
12 |
Амурская область |
145 672 462 |
316 313 250 |
802 |
181,64 |
394,4 |
2,17 |
13 |
Республика Мордовия |
46 374 436 |
100 705 137 |
808 |
57,39 |
124,6 |
2,17 |
14 |
Липецкая область |
173 020 804 |
374 672 676 |
1156 |
149,67 |
324,1 |
2,17 |
15 |
Нижегородская область |
524 511 318 |
1 127 822 838 |
3248 |
161,49 |
347,2 |
2,15 |
16 |
Алтайский край |
373 957 217 |
789 692 595 |
2366 |
158,05 |
333,8 |
2,11 |
17 |
Томская область |
310 691 917 |
653 807 873 |
1079 |
287,94 |
605,9 |
2,10 |
18 |
Республика Тыва |
29 678 485 |
58 534 695 |
318 |
93,33 |
184,1 |
1,97 |
19 |
Чукотский автономный округ |
2 158 728 |
4 154 655 |
50 |
43,17 |
83,1 |
1,92 |
20 |
Пензенская область |
242 628 684 |
463 567 790 |
1342 |
180,8 |
345,4 |
1,91 |
21 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
754 746 340 |
1 425 850 499 |
3885 |
194,27 |
367 |
1,89 |
22 |
Республика Бурятия |
68 444 799 |
128 178 020 |
984 |
69,56 |
130,3 |
1,87 |
23 |
Волгоградская область |
429 117 757 |
803 147 633 |
2535 |
169,28 |
316,8 |
1,87 |
24 |
Приморский край |
281 595 612 |
525 207 683 |
1923 |
146,44 |
273,1 |
1,86 |
25 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
31 570 875 |
57 524 029 |
454 |
69,54 |
126,7 |
1,82 |
26 |
Мурманская область |
216 864 461 |
392 010 186 |
757 |
286,48 |
517,8 |
1,81 |
27 |
Орловская область |
27 815 182 |
49 459 507 |
755 |
36,84 |
65,5 |
1,78 |
28 |
Республика Марий Эл |
56 039 544 |
99 171 347 |
685 |
81,81 |
144,8 |
1,77 |
29 |
Ивановская область |
99 875 577 |
174 630 611 |
1023 |
97,63 |
170,7 |
1,75 |
30 |
Сахалинская область |
63 238 421 |
110 090 248 |
487 |
129,85 |
226,1 |
1,74 |
31 |
Свердловская область |
1 175 871 470 |
2 042 014 226 |
4329 |
271,63 |
471,7 |
1,74 |
32 |
Тюменская область |
204 842 510 |
355 365 845 |
1478 |
138,59 |
240,4 |
1,73 |
33 |
Красноярский край |
440 144 266 |
760 714 403 |
2875 |
153,09 |
264,6 |
1,73 |
34 |
Российская федерация |
30295532825 |
52 232 402 292 |
146804 |
206,37 |
355,8 |
1,72 |
35 |
Астраханская область |
107 639 729 |
182 197 748 |
1019 |
105,63 |
178,8 |
1,69 |
36 |
Смоленская область |
91 017 445 |
153 612 686 |
953 |
95,51 |
161,2 |
1,69 |
37 |
Республика Северная Осетия-Алания |
39 154 884 |
65 915 035 |
703 |
55,7 |
93,8 |
1,68 |
38 |
Забайкальский край |
110 095 693 |
185 347 690 |
1079 |
102,03 |
171,8 |
1,68 |
39 |
Хабаровский край |
313 829 968 |
520 879 605 |
1333 |
235,43 |
390,8 |
1,66 |
40 |
Курганская область |
142 072 705 |
234 604 161 |
854 |
166,36 |
274,7 |
1,65 |
41 |
Иркутская область |
693 118 582 |
1 142 330 169 |
2409 |
287,72 |
474,2 |
1,65 |
42 |
Оренбургская область |
176 945 120 |
290 001 800 |
1990 |
88,92 |
145,7 |
1,64 |
43 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
78 230 551 |
127 818 790 |
536 |
145,95 |
238,5 |
1,63 |
44 |
Кемеровская область |
182 869 233 |
293 316 885 |
2709 |
67,5 |
108,3 |
1,60 |
45 |
Ростовская область |
800 703 028 |
1 281 587 231 |
4231 |
189,25 |
302,9 |
1,60 |
46 |
Пермский край |
480 049 935 |
759 540 926 |
2632 |
182,39 |
288,6 |
1,58 |
47 |
Карачаево-Черкесская Республика |
31 577 928 |
49 558 468 |
466 |
67,76 |
106,3 |
1,57 |
48 |
Владимирская область |
152 830 108 |
238 886 743 |
1390 |
109,95 |
171,9 |
1,56 |
49 |
Новосибирская область |
333 646 974 |
519 062 041 |
2780 |
120,02 |
186,7 |
1,56 |
50 |
Белгородская область |
451 603 860 |
686 318 031 |
1553 |
290,79 |
441,9 |
1,52 |
51 |
Краснодарский край |
1 394 039 690 |
2 096 456 464 |
5571 |
250,23 |
376,3 |
1,50 |
52 |
Республика Карелия |
62 333 845 |
93 626 471 |
627 |
99,42 |
149,3 |
1,50 |
53 |
Костромская область |
73 280 339 |
109 607 014 |
648 |
113,09 |
169,1 |
1,50 |
54 |
Саратовская область |
696 530 792 |
1 039 337 092 |
2479 |
280,97 |
419,3 |
1,49 |
55 |
Ульяновская область |
159 255 090 |
236 762 659 |
1253 |
127,1 |
189 |
1,49 |
56 |
Архангельская область |
125 363 514 |
185 514 549 |
1122 |
111,73 |
165,3 |
1,48 |
57 |
Республика Саха (Якутия) |
194 244 154 |
280 394 063 |
963 |
201,71 |
291,2 |
1,44 |
58 |
Ненецкий автономный округ |
3 386 062 |
4 882 522 |
44 |
76,96 |
111 |
1,44 |
59 |
Чувашская Республика-Чувашия |
123 644 930 |
178 022 123 |
1236 |
100,04 |
144 |
1,44 |
60 |
Курская область |
166 997 105 |
237 874 560 |
1123 |
148,71 |
211,8 |
1,42 |
61 |
Калининградская область |
144 622 621 |
205 628 299 |
986 |
146,68 |
208,5 |
1,42 |
62 |
Кабардино-Балкарская Республика |
29 370 047 |
41 340 602 |
865 |
33,95 |
47,8 |
1,41 |
63 |
Еврейская автономная область |
21 545 091 |
30 295 096 |
164 |
131,37 |
184,7 |
1,41 |
64 |
г. Санкт-Петербург |
1 887 074 973 |
2 631 417 874 |
5282 |
357,27 |
498,2 |
1,39 |
65 |
Брянская область |
145 942 518 |
200 616 409 |
1221 |
119,53 |
164,3 |
1,37 |
66 |
Тамбовская область |
278 961 375 |
379 095 987 |
1040 |
268,23 |
364,5 |
1,36 |
67 |
Калужская область |
129 079 055 |
173 152 829 |
1014 |
127,3 |
170,8 |
1,34 |
68 |
Тверская область |
240 652 309 |
317 411 154 |
1297 |
185,55 |
244,7 |
1,32 |
69 |
Ставропольский край |
433 647 626 |
554 285 398 |
2804 |
154,65 |
197,7 |
1,28 |
70 |
Рязанская область |
383 277 481 |
486 137 647 |
1127 |
340,09 |
431,4 |
1,27 |
71 |
Республика Дагестан |
129 524 110 |
164 067 422 |
3042 |
42,58 |
53,9 |
1,27 |
72 |
Кировская область |
258 404 318 |
323 329 921 |
1292 |
200 |
250,3 |
1,25 |
73 |
Омская область |
180 222 276 |
223 010 298 |
1973 |
91,34 |
113 |
1,24 |
74 |
Воронежская область |
341 390 055 |
415 745 078 |
2335 |
146,21 |
178 |
1,22 |
75 |
Камчатский край |
52 648 732 |
62 489 530 |
315 |
167,14 |
198,4 |
1,19 |
76 |
Московская область |
3 910 347 343 |
4 599 434 070 |
7423 |
526,79 |
619,6 |
1,18 |
77 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
413 111 315 |
481 209 138 |
1646 |
250,98 |
292,4 |
1,17 |
78 |
Вологодская область |
539 242 632 |
620 556 079 |
1184 |
455,44 |
524,1 |
1,15 |
79 |
Удмуртская Республика |
280 161 301 |
312 788 019 |
1517 |
184,68 |
206,2 |
1,12 |
80 |
Новгородская область |
114 881 340 |
127 602 975 |
613 |
187,41 |
208,2 |
1,11 |
81 |
Челябинская область |
773 756 304 |
799 720 841 |
3502 |
220,95 |
228,4 |
1,03 |
82 |
Ярославская область |
399 279 292 |
397 134 043 |
1271 |
314,15 |
312,5 |
0,99 |
83 |
Ленинградская область |
287 542 448 |
268 855 023 |
1792 |
160,46 |
150 |
0,93 |
84 |
Республика Калмыкия |
70 908 338 |
59 231 519 |
278 |
255,07 |
213,1 |
0,84 |
Абсолютным лидером среди регионов РФ по максимальному росту налоговой нагрузки на одного жителя лиц в 2017 году относительно 2015 года стала Магаданская область с ростом в 9,7 раз. В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там нагрузка на жителей по этому виду налогов за два года выросла более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое. Москва занимает восьмую строчку рейтинга. По сравнению с 2015 годом сборы налога на имущество физических лиц там выросли в 2,74 раза.
Следует отметить, что среди субъектов РФ доходы от налога на имущество физических лиц за два года снизились (и то незначительно) лишь в трех регионах – в Ярославской области, Ленинградской области и Республике Калмыкия.
В среднем нагрузка на жителей по налогу на имущество физических лиц за два года выросла в 1,72 раза или почти на 23 млрд. рублей, и размер этого налога достиг суммы в 52,2 млрд рублей.
Зависимость от расчета по кадастру
Посмотрим, зависит ли рост доходов бюджета от налога на физических лиц в зависимости от того, перешел регион на порядок расчета по кадастровой стоимости или нет.
Напомним, что регионы стали переходить на кадастровый порядок расчетов постепенно.
- В 2015 году – 28 субъектов Российской Федерации.
- В 2016 году – еще 21 субъект.
- В 2017 году – 15 субъектов.
- Оставшийся 21 субъект РФ до сих пор использует при расчете налога на имущество физических лиц инвентаризационную стоимость объекта и коэффициент-дефлятор.
Таблица 2. Зависимость роста налоговых платежей от перехода на расчет налога на имущество физических лиц по кадастру.
Место |
Субъект РФ |
Дата перехода на расчеты по кадастровой стоимости |
Регионы с наибольшим ростом доходов от налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. |
||
1 |
Магаданская область |
2015 |
2 |
Республика Коми |
2015 |
3 |
Тульская область |
2016 |
4 |
Республика Хакасия |
2016 |
5 |
Псковская область |
2015 |
6 |
Самарская область |
2015 |
7 |
г. Москва |
2015 |
8 |
Республика Алтай |
не установлена |
9 |
Республика Башкортостан |
2015 |
10 |
Чеченская республика |
2016 |
|
|
|
Регионы с наименьшим ростом доходов от налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. |
||
75 |
Камчатский край |
2016 |
76 |
Московская область |
2015 |
77 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
2015 |
78 |
Вологодская область |
2016 |
79 |
Удмуртская Республика |
2015 |
80 |
Новгородская область |
2015 |
81 |
Челябинская область |
2016 |
82 |
Ярославская область |
2015 |
83 |
Ленинградская область |
2016 |
84 |
Республика Калмыкия |
2016 |
В десятку регионов с максимальным ростом доходов от налога на имущество физических лиц вошли шесть регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, три региона – в 2016 году и один регион, дата перехода которых на расчеты по кадастру не определена.
Однако и в десятку регионов с наименьшим ростом этого вида налогов вошли пять регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, пять – в 2016.
Таким образом, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.
Доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов регионов РФ
Используя данные Федерального казначейства России, мы рассчитали долю доходов от налога на имущество физических лиц в общих доходах региональных бюджетов в 2017 году, проранжировали полученные данные и составили рейтинг регионов по данному показателю.
Таблица 3. Рейтинг регионов по доле доходов от налога на имущество физлиц в бюджетах
№ п/п |
Субъект РФ |
Доходы бюджета всего, руб. |
Налог на имущество физических лиц, руб. |
Доля налога в бюджете, % |
Дата перехода на расчет налога по кадастровой стоимости |
1 |
Саратовская область |
122 332 856 |
1 039 337 |
0,85 |
2018 |
2 |
Томская область |
78 600 080 |
653 808 |
0,83 |
не установлена |
3 |
Вологодская область |
84 374 158 |
620 556 |
0,74 |
2016 |
4 |
Самарская область |
211 129 557 |
1 484 697 |
0,70 |
2015 |
5 |
Рязанская область |
69 722 112 |
486 138 |
0,70 |
2015 |
6 |
Пензенская область |
68 523 277 |
463 568 |
0,68 |
2015 |
7 |
Московская область |
690 101 853 |
4 599 434 |
0,67 |
2015 |
8 |
Свердловская область |
307 014 199 |
2 042 014 |
0,67 |
не установлена |
9 |
Тамбовская область |
58 444 695 |
379 096 |
0,65 |
2017 |
10 |
Алтайский край |
126 583 452 |
789 693 |
0,62 |
не установлена |
11 |
Белгородская область |
110 911 476 |
686 318 |
0,62 |
2016 |
12 |
Волгоградская область |
130 771 213 |
803 148 |
0,61 |
не установлена |
13 |
Краснодарский край |
346 762 901 |
2 096 456 |
0,60 |
2017 |
14 |
Иркутская область |
196 786 958 |
1 142 330 |
0,58 |
не установлена |
15 |
г. Москва |
2 291 021 532 |
13 003 980 |
0,57 |
2015 |
16 |
Ростовская область |
229 704 437 |
1 281 587 |
0,56 |
2018 |
17 |
Нижегородская область |
205 205 264 |
1 127 823 |
0,55 |
2015 |
18 |
Липецкая область |
75 926 421 |
374 673 |
0,49 |
2018 |
19 |
Ярославская область |
82 376 971 |
397 134 |
0,48 |
2015 |
20 |
Курганская область |
48 899 452 |
234 604 |
0,48 |
не установлена |
21 |
Амурская область |
69 330 256 |
316 313 |
0,46 |
2015 |
22 |
Мурманская область |
86 229 586 |
392 010 |
0,45 |
2017 |
23 |
Кировская область |
71 643 431 |
323 330 |
0,45 |
2016 |
24 |
г. Санкт-Петербург |
585 670 524 |
2 631 418 |
0,45 |
2016 |
25 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
321 719 483 |
1 425 850 |
0,44 |
2015 |
26 |
Пермский край |
171 907 907 |
759 541 |
0,44 |
2018 |
27 |
Российская федерация |
12 359 386 733 |
52 232 402 |
0,42 |
|
28 |
Хабаровский край |
130 135 027 |
520 880 |
0,40 |
2017 |
29 |
Ставропольский край |
139 239 947 |
554 285 |
0,40 |
2016 |
30 |
Тверская область |
80 235 329 |
317 411 |
0,40 |
2015 |
31 |
Республика Калмыкия |
15 593 894 |
59 232 |
0,38 |
2016 |
32 |
Челябинская область |
212 837 349 |
799 721 |
0,38 |
2016 |
33 |
Республика Башкортостан |
241 432 003 |
884 424 |
0,37 |
2015 |
34 |
Ивановская область |
48 376 515 |
174 631 |
0,36 |
2015 |
35 |
Республика Коми |
97 312 704 |
348 853 |
0,36 |
2015 |
36 |
Приморский край |
147 320 779 |
525 208 |
0,36 |
не установлена |
37 |
Астраханская область |
53 019 427 |
182 198 |
0,34 |
2017 |
38 |
Ульяновская область |
69 784 039 |
236 763 |
0,34 |
2018 |
39 |
Курская область |
70 782 997 |
237 875 |
0,34 |
2016 |
40 |
Удмуртская Республика |
93 923 465 |
312 788 |
0,33 |
2015 |
41 |
Тульская область |
96 685 858 |
306 596 |
0,32 |
2016 |
42 |
Костромская область |
34 973 953 |
109 607 |
0,31 |
2016 |
43 |
Новгородская область |
40 836 937 |
127 603 |
0,31 |
2015 |
44 |
Воронежская область |
135 342 822 |
415 745 |
0,31 |
2016 |
45 |
Владимирская область |
77 993 668 |
238 887 |
0,31 |
2015 |
46 |
Республика Хакасия |
36 247 060 |
103 161 |
0,28 |
2016 |
47 |
Смоленская область |
54 183 107 |
153 613 |
0,28 |
2019 |
48 |
Новосибирская область |
184 524 859 |
519 062 |
0,28 |
2015 |
49 |
Чувашская Республика-Чувашия |
63 370 380 |
178 022 |
0,28 |
2016 |
50 |
Брянская область |
72 957 662 |
200 616 |
0,27 |
2016 |
51 |
Республика Марий Эл |
36 924 651 |
99 171 |
0,27 |
2017 |
52 |
Красноярский край |
285 872 828 |
760 714 |
0,27 |
не установлена |
53 |
Оренбургская область |
112 674 736 |
290 002 |
0,26 |
2017 |
54 |
Забайкальский край |
72 490 095 |
185 348 |
0,26 |
2015 |
55 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
23 050 124 |
57 524 |
0,25 |
2017 |
56 |
Еврейская автономная область |
13 007 155 |
30 295 |
0,23 |
2017 |
57 |
Псковская область |
37 105 141 |
81 642 |
0,22 |
2015 |
58 |
Калужская область |
78 822 356 |
173 153 |
0,22 |
2018 |
59 |
Республика Мордовия |
46 976 869 |
100 705 |
0,21 |
2015 |
60 |
Омская область |
107 092 109 |
223 010 |
0,21 |
2016 |
61 |
Тюменская область |
173 853 462 |
355 366 |
0,20 |
2018 |
62 |
Республика Алтай |
21 080 854 |
42 971 |
0,20 |
не установлена |
63 |
Республика Тыва |
30 370 051 |
58 535 |
0,19 |
2017 |
64 |
Республика Северная Осетия-Алания |
34 211 960 |
65 915 |
0,19 |
2019 |
65 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
257 385 849 |
481 209 |
0,19 |
2015 |
66 |
Республика Карелия |
50 679 482 |
93 626 |
0,18 |
2017 |
67 |
Республика Бурятия |
69 455 759 |
128 178 |
0,18 |
2015 |
68 |
Архангельская область |
101 248 786 |
185 515 |
0,18 |
2015 |
69 |
Ленинградская область |
149 493 481 |
268 855 |
0,18 |
2016 |
70 |
Карачаево-Черкесская Республика |
27 842 136 |
49 558 |
0,18 |
2015 |
71 |
Калининградская область |
119 788 728 |
205 628 |
0,17 |
2016 |
72 |
Кемеровская область |
195 525 517 |
293 317 |
0,15 |
2016 |
73 |
Республика Саха (Якутия) |
225 799 636 |
280 394 |
0,12 |
2017 |
74 |
Республика Дагестан |
132 215 094 |
164 067 |
0,12 |
не установлена |
75 |
Орловская область |
41 187 492 |
49 460 |
0,12 |
2017 |
76 |
Кабардино-Балкарская Республика |
36 278 787 |
41 341 |
0,11 |
2016 |
77 |
Сахалинская область |
140 043 210 |
110 090 |
0,08 |
2015 |
78 |
Камчатский край |
83 357 358 |
62 490 |
0,07 |
2016 |
79 |
Чеченская Республика |
89 872 413 |
63 417 |
0,07 |
2016 |
80 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
196 700 317 |
127 819 |
0,06 |
2015 |
81 |
Магаданская область |
38 857 032 |
21 048 |
0,05 |
2015 |
82 |
Республика Ингушетия |
26 965 229 |
10 956 |
0,04 |
2015 |
83 |
Ненецкий автономный округ |
21 115 936 |
4 883 |
0,02 |
2017 |
84 |
Чукотский автономный округ |
31 523 696 |
4 155 |
0,01 |
не установлена |
В 17 регионах России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов превышает 0,5%. Лидерами по этому показателю являются бюджеты Саратовской области с долей 0,85%, Томской и Вологодской областей с 0,83% и 0,74% от всех доходов бюджета соответственно.
В Чукотском и Ненецком автономных округах доходы от сбора налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов составляют кране малую долю в 0,01% и 0,02% соответственно.
В среднем по России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов составляет 0,42%.
Выводы:
- В среднем по России налоговая нагрузка на граждан (в разрезе налога на имущество) за два года выросла в 1,72 раза.
- Магаданская область – лидер среди регионов РФ по максимальному росту доходов бюджета от налога на имущество физических лиц за два последних года. Поступления в региональный бюджет от налога на имущество физических лиц здесь выросли в 9,7 раз.
- В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое.
- В Москве доходы от налога на имущество физических лиц за два года выросли в 2,74 раза.
- Отрицательный рост доходов бюджета от налога на имущество физических лиц показали Ярославская область (падение на 2,1 млн рублей), Ленинградская область (падение на 18,7 млн рублей), Республика Калмыкия (падение на 11,7 млн рублей).
- В 2017 году доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов регионов в среднем по России составила 0,42%.
- Лидерами по доле доходов от налога на имущество физических лиц являются бюджеты Саратовской области (0,85%), Томской области (0,83%) и Вологодской области (0,74%).
- В Чукотском и Ненецком автономных округах поступления от этого вида налога составляют кране малую долю бюджета (0,01% и 0,02% соответственно).
- Рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в долгосрочной перспективе не приведет к снижению размера налога на имущество физических лиц, а только ограничит темпы его роста