В данной статье приводим краткий обзор предстоящих изменений норм в сфере валютного и банковского контроля: о возможной отмене уголовной и снижении административной ответственности за нарушение обязательства о репатриации валютной выручки, а также о скором вступлении в силу обязательства для банков информировать Росфинмониторинг о случаях снятия физическими лицами наличных денежных средств с платежных карт иностранных банков.
1) Уголовную ответственность за нарушение правил репатриации валютной выручки могут отменить
Министерство юстиции подготовило проект закона о декриминализации уголовной ответственности за нарушение требований о репатриации денежных средств. Ожидается, что в ближайшее время законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Цель принятия данного закона – смягчить требования по возвращению в Россию валютной выручки от иностранных контрагентов, которые называют излишними. Правительство надеется, что смягчение валютного законодательства позволит улучшить деловой климат в стране и увеличить экспорт товаров из России.
Если законопроект будет принят, статья 193 российского Уголовного кодекса перестанет действовать. Данная статья предусматривает уголовное наказание за невозвращение в Россию иностранной валюты или российских рублей в сумме более 9 миллионов рублей в течение года. За такое нарушение сейчас могут взыскать штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или штраф в размере дохода, которое физическое лицо, нарушившее валютное законодательство, получило за период от 1 года до 3 лет, либо назначить принудительные работы до 3 лет или тюремное заключение на срок до 3 лет.
Более суровое наказание установлено, в частности, если не вернуть в Россию от 45 миллионов рублей в течение года: это карается лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в размере до 1 миллиона рублей или штрафом в размере дохода, которое физическое лицо получило за период до 5 лет (либо лишением свободы без штрафа).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что средняя стоимость внешнеэкономических контрактов, как правило, превышает 9 миллионов рублей, а значит, российские предприниматели сталкиваются с рисками быть привлеченными к уголовной ответственности за нарушение правил репатриации валютной выручки. Это может произойти и по вине иностранного контрагента, например, в том случае, если нерезидент не заплатить вовремя по контракту с российской компанией.
Риски привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил репатриации валютной выручки заставляют некоторые компании отказываться от выхода на внешние рынки или наращивания экспорта, либо выводить активы в иностранные юрисдикции. Таким образом, валютные риски являются одним из тех факторов, которые дестимулируют российский экспорт.
Помимо уголовной ответственности, за нарушение правил репатриации валютной выручки российское законодательство предусматривает и административную ответственность. Сейчас размеры административных штрафов за невозвращение в Россию денежных средств могут достигать:
- 1/150 ключевой ставки Центробанка РФ от суммы несвоевременно зачисленных на российский счет денежных средств за каждый день просрочки, или
- 75-100% суммы невозвращенных в Россию денежных средств (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).
По заявлениям Министра финансов Антона Силуанова, административную ответственность за нарушение правил репатриации валютной выручки также планируется смягчить. Размеры административных штрафов в ближайшее время могут снизить в двадцать раз (до 3-5% объема выручки). Соответствующий закон обещают принять уже в этом году.
2) Банки будут уведомлять Росфинмониторинг о снятии денежных средств с зарубежных банковских карт
27 июня 2019 года начнут действовать поправки к федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По новым правилам российские банки будут обязаны фиксировать и информировать Росфинмониторинг о случаях снятия российскими гражданами и иностранцами денежных средств с карт иностранных банков (например, через российские банкоматы). Список стран, банковские карты которых попадут под контроль ведомства, Росфинмониторинг должен разработать в ближайшее время. Пока неизвестно, какие именно государства могут войти в перечень, но эксперты считают, что речь может идти о таких государствах, как Иран и Афганистан.
После того, как физическое лицо получит деньги с банковской карты страны, входящей в список, у российских банков будет три рабочих дня для того, чтобы направить регулятору следующую информацию:
- дата и место снятия наличных денежных средств, а также их сумма;
- номер платежной карты и название иностранного банка, выпустившего карту;
- информация о держателе карты иностранного банка, а если денежные средства будут получены в российском банке через сотрудника банка – личные данные физического лица, который получил денежные средства.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, данные сведения будут нужны Росфинмониторингу для того, чтобы анализировать денежные потоки и выявлять схемы финансирования экстремистской и террористической деятельности, а также обеспечивать безопасность Российской Федерации. Дополнительные обязательства на самих физических лиц в результате принятия закона накладываться не будут.
Согласно действующей редакцией антиотмывочного закона банки обязаны направлять в Росфинмониторинг информацию, в частности, о банковских операциях на сумму не менее 600 тысяч рублей и о сделках с недвижимостью на сумму не менее 3 миллионов рублей. Отметим, что Минфин выступает с инициативой увеличения пределов суммы подконтрольных операций, с 600 тысяч рублей до 1 миллиона.
Таким образом, можно отметить, что тенденции по либерализации валютного регулирования сохраняются: о необходимости декриминализации уголовной и смягчении административной ответственности за нарушение правил о репатриации валютной выручки политики заявляли еще в прошлом году. С другой стороны, в сфере банковского контроля продолжают вводиться меры, направленные на то, чтобы банковские операции стали более прозрачными для контролирующих органов.
Автор: Ксения Филимонова, юрист департамента правового и налогового консалтинга юридической фирмы «Прифинанс»