Недавно в Бюро обратились наследники одного очень известного писателя. Ввиду необходимости сохранения адвокатской тайны, мы вынуждены скрыть фамилию знаменитого наследодателя. Он, будучи человеком состоятельным, оставил после себя внушительное состояние, в том числе предметы искусства (несколько картин, старинных скульптур и художественных фотографий). Доверители были настроены мирно без суда договориться о разделе наследственного имущества, но не знали, как и с чего начать. Соответствующая задача была поставлена перед адвокатом Катериной Скопцовой. При более детальном изучении вопроса и состава наследственного имущества, сразу стало очевидно, что дело нестандартное, поскольку в отношении наследственного имущества, имеющего художественно-культурную ценность, необходимо проводить оценку в сочетании с искусствоведческой экспертизой, данные исследования в России имеют много особенностей и неопределенностей.
Потребность есть, а нормативной базы нет…
На сегодняшний день существует объективная проблема в области проведения оценки предметов искусства, в связи с отсутствием чёткой регламентированной нормативной базы. Законодательной основной для проведения оценки в России является ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценки), однако среди объектов оценки статья 5 Закона не предусматривает культурные ценности и предметы искусства. И всё же есть легальная «лазейка» для проведения оценки данных предметов. Поскольку указанная статья относит к объектам оценки также иные объекты гражданских прав, в состав которых Гражданский кодекс РФ включает объекты интеллектуальных прав (произведения науки, литературы и искусства) (ст. 128, 1225 ГК РФ). Кроме того, на данный момент пока не существует федеральных стандартов оценки указанных предметов, до сих пор на федеральном уровне не приняты программы подготовки специалистов в области оценки культурных ценностей и соответствующие методические рекомендации. Ввиду отсутствия возможности получения конкретной специализации, оценщики, желающее работать с предметами искусства, вынуждены проходить обучение по программе «оценка движимого имущества», что не в полной мере отвечает особенностям произведений, обладающих культурной ценностью.
Особенности оценки предметов искусства
Специфика оценки таких объектов, как произведения искусства, не отражена ни в одном нормативном правовом акте, в связи с чем, оценщикам приходится на практике вырабатывать специальные подходы и критерии к методике оценки особых объектов. В международной практике принято считать, что каждый предмет искусства обладает условно тремя видами стоимости, ввиду чего, оценщик должен в своем отчёте указывать не менее трёх разных цен:
- основную стоимость (самая высокая), которая, как правило, предназначена для страхования;
- рыночную стоимость – наиболее популярную и востребованную цену, которая используется при продаже, а также в гражданских спорах по разделу имущества и наследственных правоотношениях;
- ликвидную стоимость – самая низкая стоимость, которая используется зачастую в случаях, когда необходимо быстро получить наличные деньги (банкротство, проведение аукциона и т.д.).
Данный подход к оценке предметов искусства часто используется и в России.
При этом надо учитывать, что в условиях отсутствия чётких критериев, при определении стоимости одного и того же предмета изобразительного искусства специалистами из разных регионов могут быть даны разные оценки.
Оценка в сочетании с искусствоведческой экспертизой
Зачастую проведение одной лишь оценки предметов искусства недостаточно и необходимо определить ещё культурную и историческую ценность объектов, которые непосредственно влияют на цену предметов, что требует проведения искусствоведческой экспертизы. Ведь успешное и наиболее точное определение стоимости предмета искусства, которая бы отражала его действительную ценность, возможно в том случае, когда выявлены основные историко-культурные и художественные параметры объекта, определён моральный вес личностного бренда исполнителя (автора). А для достижения данной цели желательна совместная работа двух специалистов – оценщика, имеющего профильное экономическое образование, и эксперта-искусствоведа.
Для чего необходима оценка и экспертиза предметов искусства?
Этим вопросом, как правило, задаются люди, которые не знают для чего проводить все эти непростые «манипуляции» в отношении имущества, обладающего особой ценностью. Цели проведения оценки и экспертизы предметов искусства могут быть разные.
Вот основные из них:
- Для продажи («чтобы не продешевить…») - ситуация, когда в распоряжение человека поступают картины, например, достались по наследству от богатого родственника, как в случае с нашими доверителями. Желая выгодно продать внезапно свалившееся наследство и вообще понять действительно ли настоящее «сокровище» находится в его руках, а не подделка, при этом, не обладая специальными знаниями ни в сфере искусства, ни в области оценки, люди, как правило, обращаются к профессионалам - оценщикам и искусствоведам.
- В наследственных правоотношениях – на сегодняшний день в России не существует налога на наследство, но при этом для получения свидетельства о праве на наследство необходимо уплатить пошлину, которая рассчитывается от стоимости наследуемого имущества.
- При разделе имущества (между наследниками, супругами). Согласно семейному законодательству стоимость имущества, подлежащего разделу между супругами, определяется на время рассмотрения дела, что требует проведения оценки. Кроме того, прежде чем что-то разделить между наследниками, супругами, просто собственниками разумно для начала узнать действительную стоимость этого имущества.
При чём тут адвокат?
Описанные в настоящей статье трудности в проведении оценки предметов искусства, в том числе, отсутствие федеральных стандартов и критериев оценочной деятельности в данной области и официальных программ по подготовки соответствующих специалистов, привели к тому, что на сегодняшний день в России настоящих профессионалов, способных надлежащим образом оценить предметы искусства, ничтожно мало. Неудивительно, что в условиях дефицита определённых специалистов, создаётся благодатная почва для появления шарлатанов и мошенников, которые абсолютно не разбираются в вопросах оценки и экспертизы культурных ценностей.
Чем в этом вопросе может помочь адвокат:
- Найти и проверить настоящего специалиста (оценщика, эксперта), тем самым, не позволить владельцу предмета искусства стать жертвой обмана со стороны непрофессионала. Адвокатское бюро «Щеглов и партнёры» давно сотрудничает с оценщиками и экспертами в области искусства и очень дорожит уникальными деловыми контактами, которые выстраивались в течение длительного времени.
- Обеспечить юридическую защиту прав собственника, владеющего уникальными достояниями.
- Обеспечить юридическое сопровождение оценки и/или экспертизы.
- При необходимости обеспечить «анонимное» исследование/оценку предмета искусства, без раскрытия личности его владельца.
Адвокатское бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры».