Институт финансового уполномоченного создан совсем недавно: соответствующий федеральный закон о нем был принят чуть более года назад. С июня 2019 года к финансовому омбудсмену могут обращаться граждане по защите своих прав и интересов по автострахованию.
Каков пошаговый алгоритм действий граждан при решении проблем с помощью нового общественного института?
Во-первых, подайте заявление в письменной или электронной форме в финансовую организацию, нарушившую ваши права
В течение тридцати дней или пятнадцать рабочих дней, в зависимости от формы подачи заявления, вам обязаны предоставить ответ.
Заметим, если вы направляете заявление в электронной форме, то со дня нарушения ваших прав должно пройти не более ста восьмидесяти дней.
Если ответ финансовой организации не удовлетворил вас или вы не получили ответа, то смело обращайтесь к финансовому уполномоченному.
Во-вторых, прежде чем обращаться, уточните, взаимодействует ли организация, нарушившая ваши права, с финансовым уполномоченным
Так, с 3 июня 2019 года начали свое взаимодействие страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), с 28.11.2019 к этой работе присоединятся иные страховщики (кроме обязательного медицинского страхования), затем микрофинансовые организации (с 01.01.2020), а с 01.01.2021 - кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды.
В-третьих, обращение можно направить лично (в том числе через личный кабинет или через МФЦ), или через законного представителя
Не забудьте приложить к заявлению копии имеющихся документов по существу спора (заявление в финансовую организацию, ответ (при наличии), копии договора с финансовой организацией и др.) и знайте, что обращение можно отозвать в любой момент до того, как по нему принято решение.
В-четвертых, вам необходимо учесть срок, который не должен быть более трех лет со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права
Даже если вы пропустили сроки, то можете подать заявление о причинах пропуска срока и приложить документы, подтверждающие уважительность этих причин. В этом случае финансовый уполномоченный может восстановить срок подачи обращения, признав уважительными причины, по которым пропущены сроки.
В-пятых, у вас нет необходимости принимать личное участие при рассмотрении вашего заявления
Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных документов. Однако, если стороны ходатайствуют об очном рассмотрении обращения, финансовый уполномоченный вправе принять и иное решение. В таком случае обращение может быть рассмотрено, в том числе, путем использования систем видео-конференц-связи. Кстати, такое решение омбудсмен может принять и по своей инициативе.
В завершении обратим внимание на несколько важных моментов
Если вы предварительно не обратились в финансовую организацию, то финансовый уполномоченный не обязан рассматривать ваше обращение!
Все обращения принимаются и рассматриваются бесплатно!
Финансовая организация, взаимодействующая с уполномоченным, должна быть включена в реестр или перечень, который ведет Банк России на своем сайте cbr.ru!
Вы можете обращаться к уполномоченному в случаях, если размер требований о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей или находится в пределах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»!
Решение по обращению принимается в течение пятнадцати или тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения. Срок может быть увеличен в случае необходимости проведения экспертизы по предмету спора!
Итак, в случае необходимости, учтите данный алгоритм действий и смело отправляйтесь отстаивать свои права!
Автор: Нина Мигунова, консультант по финансовой грамотности проекта Минфина России - Вашифинансы.рф, эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ)