Рано или поздно столкнется родитель с этим вопросом во многом зависит от ребенка. Какие-то дети озадачены дополнительным заработком с 6 лет (а то и раньше), другие и думать об этом не думают. Понятно, что это зависит от общей организации финансовой жизни в семье и финансового воспитания ребенка.
Скажем, если у ребенка есть достаточное количество карманных денег, которых хватает на его возрастные потребности, и он в целом понимает и управляет своими желаниями, то задачи дополнительного заработка может и не стоять. А если ребенок уже не укладывается в свой бюджет, потребности растут, или он придумал себе какую-то большую финансовую цель, или вообще не получает карманных денег, то задача в самостоятельном заработке может быть очень актуальной.
Итак, допустим ваш ребенок озадачился вопросом «заработать денег» и пришел к вам с этим вопросом. Вам надо найти решение и что-то ему предложить.
Понятно, что можно придумать много разных идей «как подработать ребенку или открыть свой первый бизнес». Речь сейчас не об этом, а самом первом, что приходит в голову всем (и детям и взрослым) - это домашние дела.
Итак, платить или не платить за домашние дела?
Информационное поле, понятное дело, противоречиво. Большинство экспертов и практикующих родителей довольно-таки категоричны в своем мнении и говорят, что платить нельзя ни в коем случае – у нас одна семья, одно хозяйство, каждый имеет свои обязанности. В этом, конечно, есть правда.
Но есть и другие эксперты и родители-практики, которые говорят обратное и платят деньги за домашние дела. Причем видят в этом положительный эффект не только трудового воспитания, но и финансового.
Где же истина?
Истина, понятное дело, где-то рядом. А точнее – непосредственно в вашей семье и нигде больше.
- Первое. Никто, кроме вас (родителей, авторитетных для детей) не решит, как должно быть все организовано у вас в семье. Мнение других родителей и экспертов может отличаться, поэтому доверять надо только себе. Да, можно проверять разные гипотезы, можно спрашивать рекомендаций, делиться опытом, но при этом делать свои собственные выводы и проживать свой семейный опыт.
- Второе. Важно разграничить понятия. Есть домашние обязанности, а есть дополнительные дела и работы в домохозяйстве.
Базовые домашние обязанности – это то, что происходит по умолчанию. Уборка постелей, аккуратно сложенная одежда, мусор, чистая посуда – это регулярные действия, которые должен делать каждый член семьи, чтобы было чисто, красиво и опрятно. Оплачивать выполнение этих обязанностей может быть не очень логично. Тут с самого детства надо включать ребенка в общесемейную трудовую дисциплину, развивать навыки самообслуживания и ориентировать на взаимопомощь.
Есть важные домашние дела на уровне обязанностей. То есть делать их надо обязательно, но это не совсем стандартные бытовые задачи для конкретного члена семьи. Например, уход за питомцами, цветами, выращивание зелени дома и т.п.
Еще можно выделить дополнительные работы, на которые даже могут приглашаться сторонние специалисты – скажем, декорирование дома, покраска забора, мойка машины, организация праздничного ужина…
Во второй и третьей категории домашних дел и работ есть много простора для оплаты труда детей. И здесь важен не столько перечень этих дел, сколько здравый смысл, соответствие ценностям семьи и экономический подход к организации домашнего хозяйства.
Разделите все домашние дела, которые приходят вам в голову, на три категории. Подумайте, где можно взять детей «на работу» так, чтобы это не противоречило ценностям семьи и имело положительный эффект финансового и трудового воспитания.
Положительный эффект означает, что в этих делах развиваются такие навыки, которые потом можно предложить, как услугу другим семьям.
Базовые обязанности |
Важные домашние дела |
Дополнительные работы |
- Третье. Когда будете думать о делах и работах, которые могут выполнить дети за вознаграждение, сразу запланируйте бюджет со своей стороны. Сумма должна быть посильной для бюджета и интересной для ребенка, чтобы он выполнял «работу» качественно.
Определите прозрачные цены за разного рода услуги. Умейте объяснить почему именно такую цену вы назначили. Договаривайтесь с ребенком по-взрослому: время на выполнение работы, требования к качеству выполнения. Договор – это всегда ответственность, даже если он заключен в устной форме. Кроме того, не исключено, что подобные работы ребенок будет делать в другом домохозяйстве и вы должны быть уверены в качестве его работы, если будете рекомендовать его соседям.
Работа |
Стоимость |
Требования к качеству исполнения |
- Четвертое. Фиксируйте достижения ребенка, обсуждайте его трудовой опыт, будьте с ним откровенны и честны.
Заведите что-то вроде «трудовой книжки», потренируйтесь сделать резюме, проводите что-то похожее на «собеседование», когда обсуждаете с ним выполнение той или иной платной работы - это прокачает навыки ребенка и подростка при первом трудоустройстве или подработке.
- Пятое. Натолкните его на мысль о создании команды. Возможно, у вас возникнет какая-то крупная задача, где ребенку потребуется дополнительная рабочая сила, с которой нужно будет поделиться заработком.
- Шестое. Изучите юридические вопросы, при необходимости напишите необходимые согласия, помогите с уплатой налогов, если ситуация того требует.
Семья – это несомненно то, что дороже денег. Но подготовка человека к экономической реальности современного мира также происходит в семье. Поэтому появление элементов рыночной экономики между членами семьи не надо воспринимать как абсолютное зло, которое испортит детей. Смотрите на это как на образовательную ситуацию, которая много чему научит детей, включая ответственность, самостоятельность и реальное понимание того, как устроена экономика и финансовая жизнь.
Автор: Анна Деньгина, консультант Проекта повышения финансовой грамотности Минфина России - вашифинансы, эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ)