Эффективность контроля над работой сотрудников компании зависит не только от применяемых методов, но и от их совокупности. Существует огромное количество разновидностей такого контроля. Некоторые из них направлены на разрешение конкретных проблем, например, мониторинг отдела закупок, остальные призваны разрешать общие вопросы.
Основные задачи контроля
Контролирующее наблюдение за работой персонала выгодно обеим сторонам. Руководитель компании по итогам должен получить максимально эффективную, отлично сработавшуюся команду. Сотрудники – стабильно высокую оплату, понятные требования и инструкции, мотивацию в виде возможности дальнейшего карьерного роста.
Для того чтобы перемены в сфере контроля воспринимались положительно, а не как наказание, необходимо объяснить коллективу, что это даст в итоге:
- Четкое определение ключевых показателей (KPI), методы их достижения, необходимый конечный результат и санкции при отсутствии положительного итога.
- Стабильность сроков выполнения задач и результатов, отсутствие «авралов» перед сдачей проектов, работа по графику. В результате повышается надежность и конкурентоспособность компании.
- Выявление «инсайдерских сливов», т. е. утечек информационных данных. Нахождение ошибок, неучтенных при организации узконаправленных работ.
- Возможность гибко и молниеносно реагировать на отклонения от стратегической линии компании, недочеты в работе, изменения на рынке.
Еще один неоспоримый плюс регулярного контроля – выявление некомпетентных, нелояльных, немотивированных, не обладающих необходимой квалификацией сотрудников. Это балласт, тянущий любое предприятие вниз, тормозящий конкурентоспособность.
Контролирующие методы – стратегия
Системы контроля
Любой контроль это не 1–2 действия, а целая система мероприятий. Но все зависит от масштабности предприятия. Если в подчинении у руководителя 10–15 человек, можно ограничиться видеонаблюдением и контролем за локальной сетью в компьютерах. Если же речь идет о крупном холдинге с большим количеством дочерних предприятий, масштаб стратегических мероприятий будет гораздо больше. Главное, не превратить разумный контроль в тоталитарный режим.
Мероприятия для персонала
Персонал – самое уязвимое место любой организации, обезопаситься от «человеческого фактора» непросто. Поэтому в первую очередь внедряют комплекс для увеличения работоспособности сотрудников:
- система DLP – техническая программа, отслеживающая «слив» секретной информации;
- фиксация начала/окончания работы, прогулов, отсутствия по различным причинам, опоздания, простои;
- запуск в локальную сеть кейлогера – обеспечит мониторинг поисковых запросов и часто посещаемых сайтов;
- система ранжирования сайтов, необходимых для выполнения рабочих задач;
- предоставление руководителю отчетов по любым несанкционированным действиям;
- блокировка нефункциональных сайтов.
Несмотря на то, что все программы работают в режиме инкогнито, все-таки об их наличии рекомендуется сообщить сотрудникам.
Отчетность
Система предоставления отчетов обязательна, без них контроль утрачивает свою функциональность. Они выполняются в разных форматах: в виде бланков, на бумажном или электронном носителе, в свободной форме, от каждого отдела индивидуально. Отчеты с программ, установленных на компьютеры, предоставляются в автоматическом режиме.
Видеонаблюдение
Самый простой вид контроля – установка видеокамер. Они фиксируют отсутствие, опоздания, время технического и технологического перерывов. Часто такой контроль малоэффективен, т. к. направлен не на опережение ситуации, а на выявление нарушений и применение санкций. Наказание и последующее увольнение сотрудников – не решение первоначальной причины проблемы.
Ошибки системы контроля
Во-первых, введение контролирующих мероприятий не должно быть формальным или бессистемным. Пустые угрозы не дадут результата, станут ненужной строкой расходов в бюджете компании. Во-вторых, тактику, стратегию и контроль должны внедрять и осуществлять исключительно профессионалы.