В ходе Мониторинга общественного мнения о пропаганде здорового образа жизни и путях борьбы с наркоманией, алкоголизмом и иными девиационными явлениями (Москва, сентябрь-октябрь 2022 г.) социологи узнали, как сами люди, пробовавшие или употребляющие наркотики, объясняют свои первые шаги в направлении пагубной привычки. Все названные причины, приведшие к употреблению наркотиков, являются своеобразными вариантами неформально приемлемых в российском сообществе способов самооправдания.
На первом и втором месте здесь варианты, которые, по сути, свидетельствуют о неосознанном ситуативном поступке. Это «Просто так, от нечего делать, раз попробовать не страшно» (55%) и «По глупости» (45%). К этому же классу оправданий можно отнести такую причину, как необходимость «снять напряжение» (34%). На третьем месте – особенно распространённая среди родственников наркоманов причина «Связь с плохой компанией» (37%).
Эти заявления хорошо совмещаются с другими данными Мониторинга, согласно которым чаще всего первое употребление наркотиков происходит в компании сверстников (в гостях, на дискотеках, во время отдыха на природе и т.п.).
На четвёртом месте по нисходящей идут причины собственно психологического характера: «Депрессия, пессимизм» (29%) «Отсутствие смысла жизни, чётких целей» (28%) «Одиночество», (26%), «Зависимость от мнения сверстников, которым хочется подражать» (25%).
При этом, такие причины как депрессия, связь с плохой компанией, снятие напряжения, безделье указывали представители всех возрастных групп. Следовательно, такие мотивировки можно рассматривать как традиционные, передающиеся от поколения к поколению в российском сообществе для оправдания тяги не только к наркотикам, но к вредным привычкам вообще.
Однако в этом «словаре оправданий» есть и возрастные различия, указывающие на некоторые особенности каждого поколения опрошенных. Такие причины как одиночество, «глупость», отсутствие силы воли чаще указывают респонденты самого старшего возраста. На отсутствие целей в жизни, отсутствие работы по специальности чаще указывают респонденты 40-49 лет (последствия кризиса среднего возраста). Семейные неурядицы чаще служат оправданием для людей 30-39 лет и старше 50, то есть, они характерны для тех, кто находится в начале или в конце семейного пути.
Таким образом, в российском сообществе среди мотивировок, оправдывающих склонность к употреблению не только наркотиков, но и всех вредных привычек вообще, есть не только относительно традиционные, но и возрастные вариации, связанные с определёнными жизненными проблемами, типичными для людей конкретного возраста.
Сценарий вхождения и/или существования в субкультуре потребления наркотиков во многом воспроизводит сценарий вхождения в субкультуру потребления табака и алкоголя, реализовывавшийся предыдущими поколениями. Просто, как показывают данные Мониторинга, в современных условиях наркотики стали гораздо доступнее, чем, например, 40 лет назад.
Среди обстоятельств, толкающих в основном подростков и молодых людей к употреблению наркотиков (самый распространённый возраст первого опыта потребления наркотиков – до 25 лет в 87% случаев) ведущее место занимает ближний дружеский круг общения и характерные для молодежных субкультур представления о знаковом (свидетельствующем о маскулинности, прогрессивности и т.п.) характере потребления наркотиков и даже бытование в этих субкультурах потребления наркотиков как процедуры инициации в конкретное сообщество, что аналогично сценариям первого употребления табака и алкоголя, бывшим в ходу у представителей старшего поколения. Точно так же традиционными остаются и площадки потребления теперь уже не алкоголя и табака, а наркотиков, и словарь мотивировок, оправдывающих потребление психоактивных веществ. В этом контексте нелишним было бы внимательное изучение прошлого, в том числе советского, опыта профилактики табакокурения и употребления алкоголя среди молодёжи.