Конца американской империи не будет, заявил американский лингвист и мыслитель Хомский в интервью El Mundo. При этом сейчас, в том числе из-за конфликта на Украине, идет перестройка мирового порядка. Европе предстоит выбрать между США и Россией с Китаем.
El Mundo: Какая страна или коалиция стран придёт на смену американской империи?
Ноам Хомский: Никакая. Никто не придёт на смену американской империи по одной лишь простой причине: конца американской империи не будет. Она очень устойчивая. Она не только не отступает, но ещё и расширяет контроль над Европой cпомощью атлантического механизма в Индо-Тихоокеанском регионе. Так что говорить о постамериканском мире — значит говорить о мире, существование которого невозможно.
— Что вы подразумеваете под "атлантическим механизмом"?
— Атлантический механизм связан с НАТО. И хотя организация эта находится под контролем США, она превратилась в глобальную систему, которая затрагивает Индо-Тихоокеанский регион. Как уже официально заявляли, атлантический механизм служит для того, чтобы "окружить Китай" такими государствами, как Южная Корея, Япония или Австралия, которые хорошо вооружены, причём имеют в своём распоряжении точное оружие, а также рядом масштабных военно-морских операций с участием многих стран.
Несколько дней назад США виртуально объявили экономическую войну Китаю, заявив: "Мы будем использовать наше господство в международной цепочке поставок, чтобы уничтожить китайскую экономику следующих двух поколений. Мы запретим странам экспортировать туда компоненты для производства продвинутых чипов".
— Каковы будут последствия упадка США, о котором вы с Прашадом говорите в своей книге?
— Прямо сейчас происходит масштабная перестройка мирового порядка, в частности из-за российской операции на Украине.
Европа объединяется с США, расширяя НАТО на Индо-Тихоокеанский регион, где Вашингтон придерживается очень жёсткой позиции. В сентябре комиссия сената по международным отношениям одобрила законопроект о политике в отношении Тайваня. Это пощёчина Пекину, потому что США отходят от политики единого Китая, которой они придерживались с момента установления дипломатических отношений со страной 50 лет назад.
Но есть и другое видение, связанное с горбачёвской идеей о "едином европейском доме" от Атлантики до Тихоокеанского региона без каких-либо военных блоков. Посмотрим, последует ли промышленный центр Европы — Германия, — Франция и другие европейские державы за США, что приведёт к их расколу и упадку, или же они попытаются достичь компромисса с Россией и Китаем и построить этот "единый европейский дом". Пока вопрос остаётся открытым.