Бывший госсекретарь и советник президента США по национальной безопасности Генри Киссинджер заявил о поворотной точке в конфликте на Украине, которой нужно воспользоваться, чтобы достичь урегулирования путем переговоров и избежать эскалации, чреватой глобальной катастрофой. Статья Киссинджера под названием "Как избежать новой мировой войны" размещена на сайте британского еженедельника Spectator.
"Находится ли мир сегодня у аналогичной поворотной точки на Украине, когда зима создает вынужденную паузу в проведении крупномасштабных военных операций на ее территории? - задается вопросом Киссинджер.
- Я неоднократно заявлял, что поддерживаю военные усилия стран-союзников, направленные на отражение российской агрессии на Украине.
Великая война продолжалась еще два года и унесла еще миллионы жертв, безвозвратно нарушив установившееся равновесие в Европе. Германия и Россия были разорваны революцией; Австро-Венгерское государство исчезло с карты. Франция была обескровлена добела. Британия пожертвовала значительной частью своего молодого поколения и своих экономических возможностей ради победы. Карательный Версальский договор, положивший конец войне, оказался гораздо более хрупким, чем структура, которую он заменил.
Находится ли сегодня мир в аналогичном поворотном моменте на Украине? Приближается время развить стратегические изменения, которые уже были осуществлены, и интегрировать их в новую структуру, направленную на достижение мира путем переговоров.
Украина приобрела одну из крупнейших и наиболее эффективных сухопутных армий в Европе, оснащенную Америкой и ее союзниками. Мирный процесс должен связать Украину с НАТО, как бы он ни выражался. Альтернатива нейтралитету больше не имеет смысла, особенно после вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Вот почему в мае прошлого года я рекомендовал установить линию прекращения огня вдоль границ, существующих там, где 24 февраля началась война. Россия вернула бы свои завоевания, но не территорию, которую она оккупировала почти десять лет назад, включая Крым. Эта территория могла бы стать предметом переговоров после прекращения огня.
Если довоенная разделительная линия между Украиной и Россией не может быть достигнута путем боевых действий или переговоров, можно было бы рассмотреть возможность обращения к принципу самоопределения. Референдумы о самоопределении, проводимые под международным контролем, могли бы применяться к территориям, вызывающим особые разногласия.
Цель мирного процесса была бы двоякой: подтвердить свободу Украины и определить новую международную структуру, особенно для Центральной и Восточной Европы. В конечном счете Россия должна найти место в таком порядке.
Предпочтительный исход для некоторых - это Россия, ставшая бессильной в результате войны. Я не согласен. Россия более полувека вносила решающий вклад в глобальное равновесие и баланс сил. Его историческая роль не должна принижаться. Военные неудачи России не устранили ее глобального ядерного потенциала, что позволяет ей угрожать эскалацией в Украине. Даже если этот потенциал будет уменьшен, распад России или уничтожение ее способности проводить стратегическую политику может превратить ее территорию, охватывающую 11 часовых поясов, в спорный вакуум. Конкурирующие группы могут решить урегулировать свои споры с помощью насилия. Другие страны могут попытаться расширить свои притязания силой. Все эти опасности будут усугубляться наличием тысяч единиц ядерного оружия, что делает Россию одной из двух крупнейших ядерных держав мира.
Стремление к миру и порядку состоит из двух компонентов, которые иногда рассматриваются как противоречащие друг другу: стремление к элементам безопасности и требование актов примирения. Если мы не сможем достичь и того, и другого, мы не сможем достичь ни того, ни другого. Путь дипломатии может показаться сложным и разочаровывающим. Но продвижение к нему требует как дальновидности, так и смелости предпринять это путешествие»