В рамках форума-выставки «Иннопром-2024» глава Минпромторга РФ Антон Алиханов заявил, что общее количество российских самолетов МС-21, SJ-100 и Ту-214, планируемых к поставке до 2030 года, останется неизменным. Это заявление было сделано на фоне серьезных проблем, с которыми столкнулась отечественная авиационная промышленность. Чиновник отметил, что задержки и неудачи в производстве связаны с проведением полноценной программы летных испытаний отечественных систем и агрегатов, направленных на обеспечение безопасности пассажиров.
Алиханов подчеркнул, что для выполнения поставок в установленные сроки предприятия увеличивают производственные мощности в рамках программы техперевооружения. Несмотря на эти усилия, проблемы в российской авиационной отрасли остаются значительными.
Проблемы с поставками и отказ от закупок
В июне «Аэрофлот» объявил о намерении отказаться от закупки 40 самолетов Ту-214 и 89 самолетов SSJ-100, заменив их на самолеты МС-21 в рамках ранее заключенного контракта. Изначально группа подписала рамочный контракт на 339 российских самолетов, но позже на 52 из них был оформлен твердый (проавансированный) контракт. Однако, сроки начала серийного производства МС-21 на конец 2024 года были нарушены. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщила о переносе поставок на 2025 год, хотя еще в 2023 году авиастроители заявляли, что программа МС-21 находится на финишной прямой.
Проблемы с запчастями и «каннибализм» самолетов
Пессимистические прогнозы специалистов Международного авиационного бюро (IBA) сбылись. В 2022 году предполагалось, что российским авиакомпаниям хватит запчастей лишь до августа того же года. Впоследствии авиакомпании начали разбирать имеющиеся самолеты на комплектующие. Так, в августе 2022 года «Аэрофлот» взял детали с одного самолета Airbus A350, одного Sukhoi Superjet 100 и нескольких самолетов Boeing 737 и Airbus A320.
Перспективы и необходимость экстренных мер
Сложившаяся ситуация требует создания чрезвычайной комиссии для решения проблем гражданской авиации. Если этого не произойдет, отрасль может столкнуться с еще более серьезными проблемами, включая вынужденные покупки иностранных самолетов и остановку эксплуатации имеющегося парка. Без принятия срочных мер отечественная авиапромышленность рискует быть окончательно закрытой.
Заключение
Российская авиационная отрасль переживает сложные времена, сталкиваясь с задержками в производстве и нехваткой запчастей. Заявления руководителей и планы по наращиванию производственных мощностей вселяют надежду, но для решения всех проблем необходимо принять экстренные и комплексные меры. Только так можно будет обеспечить стабильное будущее российской гражданской авиации и сохранить отечественное авиастроение.