В сентябре-октябре 2017 года в Москве был проведен мониторинг общественного мнение о совершенствовании коммунально-инженерной инфраструктуры столицы, работе управляющих организаций, качестве предоставляемых коммунальных услуг и работ по капитальному ремонту жилья. Информацию предоставил "Городской центр прикладной аналитики" специально для "NewsFrol".
Сравнение массовых и экспертных оценок качества жилищно-коммунального хозяйства демонстрирует склонность экспертов к более оптимистичным ответам. Это объясняется тем, что у большинства жителей города мнения подвержены влиянию со стороны внешних, во многом случайных факторов. Незначительное в масштабах города, но непосредственно касающееся человека событие нередко подталкивает респондента к глобальным негативным обобщениям. Эксперт же, будучи интегрированным в жилищно-коммунальную сферу, воспринимает ситуацию иначе.
Горожане придают большое значение бесперебойному водоснабжению, отоплению, ремонту внутридомовых помещений. Это области, с которыми человек непосредственно сталкивается в повседневной жизни. Ответы опрошенных могли испытать влияние того факта, что примерно в это время должна была начаться подача отопления в московские дома. Если у кого-то на тот момент не было отопления, это могло вызвать нарекания по данному вопросу. Проблемы с водоснабжением иногда возникают по причине ремонта, проводимого в доме кем-то из жильцов.
Для респондентов массового опроса по понятным причинам важно качество уборки прилегающей к дому территории в зимний период. Небрежное отношение к этим работам может привести к травмам у людей в морозную погоду. Эксперты, как и участники массового опроса, призывают уделять внимание уборке территории, вывозу мусора, проблемам водоснабжения, ремонту дома.
Для жителей столицы важной темой является капитальный ремонт. Возможно, это связано с тем, что у многих дома были построены достаточно давно.
Мнение участников экспертного и массового опроса совпало в том, что высока периодичность ремонтных работ на дорогах и тротуарах (в связи либо с прокладкой коммуникаций, либо с заменой дорожного покрытия). Эксперты реже участников массового опроса называли в качестве частых мероприятий, связанных с ремонтом, отключение воды и электроэнергии, поскольку представители экспертного сообщества, как правило, рассматривают ситуацию в более крупных масштабах, чем обычные жители столицы. И среди экспертов, и среди респондентов массового опроса мало кто заявлял о частых работах по ремонту фасада и крыши дома.
С представителями управляющих компаний взаимодействует гораздо большее экспертов, чем участников массового опроса. Возможно, так происходит из-за того, что экспертам в силу характера своей деятельности нужно контактировать с представителями управляющих компаний. Также эксперты более позитивно характеризуют этот опыт, чем обычные москвичи. Причиной этого может быть и более высокая компетентность экспертов в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, и то, что участники массового опроса обращаются к представителям управляющих компаний с конкретными проблемами, а эксперты взаимодействуют с этими должностными лицами по текущей работе. Безусловно, оценка обычными потребителями опыта общения с представителями управляющих компаний во многом зависит от того, насколько оперативно и в какой степени были решены проблемы, послужившие поводом для обращения.