Вашингтон, 23 мая – NewsFrol. Глава административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвейни заявил, что теперь финансовая помощь будет, но в виде кредитов.
Что это значит для Киева, будет ли Украина брать ещё больше кредитов? На этот вопрос ответил специально для «NewsFrol» исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник: «Украина обязательно будет набирать кредиты, а Вашингтон их выдавать. США не могут отказаться от этого потому как финансовая поддержка в том или ином виде – это инструмент противостояния с Российской Федерацией. Администрация Трампа в принципе не может этого осуществить, в противном случае его противники в Вашингтоне тут же используют такой отказ, как иллюстрацию сдачи американских интересов России.
Но в целом, кредиты Украине вместо безвозмездной помощи свидетельствуют о том, что США стали рассматривать Украину не как стратегического партнёра, а как ситуативный инструмент. К тому же долг – это очередной способ манипуляции в дальнейшем. Для украинской экономики это, безусловно, хуже. Одно дело просто так брать деньги, другое возвращать их. Это нагрузка на экономику, поэтому размеры кредита могут быть довольно ограничены».
Похожей точки зрения придерживается и Олег Андреев – старший консультант Петербургского центра социальных исследований. «Я уже прогнозировал, что рано или поздно новая администрация Трампа поставит вопрос о сокращении финансовой помощи на военные нужды. Обама в своё время вёл безответственную внешнюю политику за счёт раздувания военного долга. Трамп же теперь меняет это правило на «тратим больше на себя, чем на остальных». Он, кстати, на волне этой идеи и победил на выборах.
Всё это говорит о том, что линия Трампа в данный момент побеждает линию предыдущего истеблишмента – поддерживание «демократии» в других странах за свой счёт. Вполне возможно, что это лишь короткая передышка потому как, с одной стороны – это сигнал всем странам (включая Украину), что лавочка прикрывается. Но с другой стороны – это может быть новый вид влияния на элиты, в том числе и украинские. Конечно, последних это не спугнёт, там мировоззрение таково, что главное – взять деньги, дальнейшие проблемы по возврату – вопрос второстепенный. Но вот тут будет в перспективе для Киева проблема. США списывать долги как Россия не будет. Запад вообще не имеет такой привычки, посмотрите на Грецию. В целом, деньги для военных нужд, пусть теперь и в виде кредита, до украинской армии всё равно вряд ли дойдут», – поделился своим мнением с «NewsFrol» эксперт.
Украина – не единственное государство, у которого забрали «пряник». В издании The Wall Street Journal уже написали о том, что согласно плану США гранты перестанут предоставляться Пакистану, Тунису, Ливану, Колумбии, Филиппинам и Вьетнаму. Почему Трамп это делает и как американский истеблишмент это позволил?
Во-первых, он придерживается своего предвыборного обещания – предъявить странам-партнёрам счёт, остановить бездумные траты США по всему миру. Во-вторых – сделка с финансовой элитой Соединённых Штатов. Раньше деньги на военные нужды, к примеру, для той же Украины давались с условием того, что Киев будет нанимать только американских инструкторов, закупать только американскую технику и снаряжение. В итоге США теряли деньги, но «кормился» американский ВПК. Теперь же военные контракты могут быть необязательными, но вот кредит придётся Киеву возвращать, и тут уже всё пойдёт в «кормушку» американских банкиров. В итоге Трамп получил идеальный компромисс – его обещания выполняются, элита с Уолл Стрит тоже получила свой «пряник» и его не трогает, плюс, появился новый рычаг давления на Киев.
Станет ли украинская армия менее эффективной или наоборот, когда деньги будут в виде кредитов, (мониторинг будет лучше, а значит, хоть какие-то средства, но дойдут до самих военных) – это не так важно. Происходит постепенное отторжение Вашингтоном Киева по донбасскому вопросу. Сегодня деньги в кредит, а не как раньше, т. е. просто так. Завтра может ослабнуть и политическая поддержка. История уже помнит подобное, когда Ющенко, поддерживаемый Западом, через пару лет после «оранжевой революции» стал неинтересен. Похожий сценарий может повториться и снова с поправкой на заморозку конфликта на Донбассе.