15 ноября 1988 года произошло историческое событие — первый и, как оказалось, единственный полет советского космического челнока "Буран". Для многих это стало кульминацией мечты о покорении космоса. Однако время показало, что судьба этого проекта была предрешена. Так нужен ли был "Буран"? И что мы потеряли вместе с ним?
Нужен ли был "Буран"?
Короткий ответ: нет.
Советская космическая программа создала "Буран" как реакцию на американские шаттлы. Но сама концепция многоразового корабля оказалась тупиковой. Почему?
-
Экономика против логики
Многоразовость оказалась мифом. После каждой миссии шаттлы разбирались практически "до болтов", что сводило на нет обещанную экономию. Это делало их эксплуатацию не только сложной, но и дорогой. -
Моральное устаревание
К моменту завершения программы шаттлы, включая американские, стали технологическим анахронизмом. Например, до 2011 года их системы управлялись компьютерами уровня 1980-х. В эпоху миниатюризации большой грузовой отсек и устаревшая техника перестали быть преимуществом. -
Опасности для экипажа
Пилотируемые миссии требуют огромных ресурсов: воздух, еда, вода, санитарные системы. Все это делает такие корабли тяжелыми, дорогими и ненадежными. Катастрофы "Челленджера" (1986) и "Колумбии" (2003) стали трагическим подтверждением того, насколько уязвимы шаттлы.
СССР уже видел провал американской программы, когда в 1986 году "Челленджер" погиб в прямом эфире. Однако "Буран" все равно был запущен, как демонстрация технологического превосходства. Но судьба была неизбежна: программа свернулась, едва начавшись.
Чего мы лишились?
"Буран" - космический челнок
© Фото: Соцсети
Жалеть есть о чем. Ради "Бурана" отказались от многих перспективных проектов, таких как:
- Спираль — проект орбитального космоплана, который сегодня частично пытаются возродить в NASA.
- Мечта — самолет-ступень для воздушного старта.
- Атлант — сверхтяжелый транспортный самолет.
- Энергия — ракета-носитель, которая могла бы соперничать с лучшими разработками, включая современные ракеты SpaceX.
Кроме того, с "Бураном" канули в лету разработки лазерной системы "Терра-3", тяжелой платформы "Полюс" и космического перехватчика.
Призраки прошлого: утраченные чертежи
"Буран" не только не был реализован, но и его документация была утрачена. Правда, это не уникально — NASA тоже потеряла чертежи своих шаттлов. Теперь оба проекта живут в музеях и кино.
Совет киноманам: посмотрите "Ангар-18"
Фильм "Ангар-18", вышедший за год до первого запуска шаттла "Колумбия", стал своеобразной рекламой шаттлов, показывая их ожидаемые возможности. Однако жизнь внесла коррективы. Как и в реальности, в фильме экипаж не достиг успеха, а найденные инопланетяне остались загадкой.
"Ангар-18" — идеальный выбор для пятничного вечера.