На днях в Бишкеке состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. Председательство в ЕАЭС от Киргизии в следующем году переходит к России.
На удивление, открытая часть нынешнего заседания не стала простой формальностью. Был озвучен ряд весьма интересных тезисов, которые полностью подтверждают мои выводы о формировании Россией собственного макрорегиона. Именно система макрорегионов придёт на смену однополярному мироустройству.
С одной стороны, это естественный процесс. С другой - каждое государство, претендующее на формирование собственного макрорегиона, будет стараться интенсифицировать процесс, чтобы получить перед конкурентами существенное преимущество.
Кому-то может показаться, что с Россией всё понятно. Наш макрорегион - это Евразийский экономический союз. Однако не всё так просто. Геоэкономическая сила ЕАЭС недостаточна для того, чтобы занять лидирующие позиции. Результат конкуренции с китайским и американским макрорегионами здесь очевиден. Более того, в долгосрочной перспективе может получиться, что по геоэкономическим ресурсам нас обойдёт ещё и индийский макрорегион. В общем, будет наш макрорегион болтаться во втором эшелоне вместе с бразильским и европейским.
Поэтому задача Москвы является сложной. Помимо завершения геополитической интеграции в рамках ЕАЭС (с чем и так имеются проблемы), необходимо включать в макрорегион ряд государств Ближнего Востока (Иран, Турция, Сирия, при благоприятном стечении обстоятельств - Египет).
В связи с этим, процесс геополитической и геоэкономической интеграции в рамках ЕАЭС необходимо интенсифицировать. На что и будут направлены усилия России. И рассказал об этом Александр Лукашенко.
Сделаю небольшое отступление. Сколько не было критики в адрес Лукашенко в предыдущие годы. И, зачастую, абсолютно обоснованной. Но в решающий момент Президент Белоруссии не просто не подвёл, но встал плечом к плечу с Путиным. В настоящий момент, несмотря на сложность ситуации, между Москвой и Минском нет ни одного спорного вопроса. Всё решается максимально быстро.
В общем, Лукашенко, в отличие от некоторых других "коллег по ЕАЭС", прекрасно понимает фундаментальные геополитические изменения, которые происходят в мире. Именно сейчас подошёл к завершению очередной геополитический цикл, начавшийся в 1945 году. Ялтинская система, которая изначально была заложена под единоличную победу будущего гегемона (СССР или США), завершает своё существование. Формируется новая система. И чем раньше государства в неё войдут, сформировав макрорегионы, тем большее преимущество будет получено перед другими. Лукашенко это понимает.
Теперь перейдём к заявлениям белорусского Президента:
С учетом фундаментальных изменений в мире наряду с решением текущих задач нам надо уделить самое пристальное внимание стратегическим направлениям развития союза. В связи с этим хочу подчеркнуть архиважность дальнейшего углубления внутрисоюзной интеграции и необходимость международного позиционирования нашего союза.
Необходимо четко и последовательно заявлять о своем присутствии на карте мира и через дальнейшее расширение зон свободной торговли с теми государствами, которые в этом заинтересованы.
Уже всем понятно, эпоха доминирования доллара завершается. Будущее за торговыми блоками, расчеты в которых будут производиться в национальных валютах.
В то время как нас пытаются расколоть и изолировать, мы планомерно расширяем торговое сотрудничество с нашими партнерами. Уже на завершающем этапе переговоры о зонах свободной торговли с Ираном и Египтом
В общем, такое впечатление, что лично я писал речь Александру Лукашенко. Причём делал это ещё несколько месяцев назад, заранее зная, какие слова будут актуальными. Говоря о "международном позиционировании нашего союза" и необходимости "чётко и последовательно заявлять о своём присутствии на карте мира", Лукашенко как раз обозначает тот самый российский макрорегион. Ситуация, действительно, развивается стремительно и очень интересно.
В 2023 году работа под председательством Москвы будет интенсифицирована. В настоящий момент на финальном этапе находится формирование единого энергетического и продовольственного рынка. Как бы в предыдущие годы прозападные эксперты не критиковали эти отрасли, называя их отсталыми, нынешняя ситуация показывает, что именно обеспечение энергетической и продовольственной безопасности является главным вызовом в начавшийся период турбулентности.
Можно сделать вывод, что в геоэкономической плоскости Россия запустит процессы достижения промышленного и технологического суверенитета ЕАЭС. Будут усилены кооперационные связи, а собственные технологии в среднесрочной перспективе станут базовыми на территории ЕАЭС. Как и основные группы товаров.
Единственное, по чему я не могу сделать однозначный вывод - финансовый сектор. С одной стороны, в рамках ЕАЭС идёт активный переход на рубль, налаживается работа финансовой инфраструктуры, пусть и под жесточайшим давлением Запада и при, мягко говоря, осторожных шагах среднеазиатских коллег. С другой стороны, рубль по прежнему по-прежнему управляется Центробанком в рамках либеральной и глобалистской парадигмы. А финансовый суверенитет является одним из ключевых условий формирования макрорегиона.
Тг-канал "Константин Двинский Z"