Российские танкеры, находящиеся под санкциями, продолжают вызывать обеспокоенность и удивление на Западе. Внимание к ним привлекают не только их запутанные маршруты, но и сложные схемы перегрузки нефти, которые позволяют обходить ограничения и поддерживать экспорт углеводородов. В частности, речь идет о двух танкерах «Совкомфлота» — «Братск» и «Белгород», которые оказались в центре международного скандала.
Загадочный перегруз в Оманском заливе
В начале июля один из этих танкеров перегрузил в море один миллион баррелей нефти марки Urals на супертанкер Oxis. Последний, известный ранее под именем «Узор», до российской нефти, вероятно, перевозил нефть иранскую. Управляющая компания супертанкера, согласно судовым документам, находится в Казахстане, однако в государственном реестре Казахстана такая компания не числится. Это обстоятельство позволяет предположить, что Oxis мог стать частью российского теневого флота.
Перевалка нефти, согласно спутниковым снимкам, произошла в центре Оманского залива. Однако транспондер супертанкера транслировал координаты, указывающие на местоположение в Ормузском проливе, на 200 километров северо-западнее фактической точки операции, у побережья Ирана. Такая практика затрудняет отслеживание маршрутов танкеров и позволяет скрывать истинное местоположение судов.
Трудности идентификации
Какая из двух российских танкеров — «Братск» или «Белгород» — передала нефть на Oxis, выяснить не удалось. На спутниковых снимках они выглядят идентично, что затрудняет их различение. Известно, что «Братск» загрузился нефтью в Новороссийске в мае, а «Белгород» — в июне. Оба танкера скрыли свое местоположение от систем трекинга при нахождении в Индийском океане.
На момент написания статьи, «Белгород» вновь был замечен у берегов Омана, но уже без груза нефти, тогда как местоположение «Братска» остается неизвестным.
Реакция Запада
Западные страны и аналитики шокированы хитросплетениями, с помощью которых российские танкеры продолжают функционировать, несмотря на наложенные санкции. Применение фальсифицированных данных транспондеров, использование компаний-призраков и теневых схем логистики свидетельствует о высоком уровне подготовки и ресурсах, задействованных в этих операциях.
Такие действия вызывают серьезные вопросы о том, насколько эффективно международное сообщество может контролировать соблюдение санкций и предотвращать незаконные операции. Западные правительства и международные организации вынуждены разрабатывать новые стратегии и инструменты для отслеживания и предотвращения подобных схем.
В целом, ситуация с танкерами «Братск» и «Белгород» демонстрирует сложность и изощренность методов, применяемых для обхода санкций, и подчеркивает необходимость усиления международного сотрудничества и обмена информацией для борьбы с такими нарушениями.