Частная концессионная инициатива: «новый – старый» подход к созданию транспортной инфраструктуры в России

Экономика

1578 0 Добавить в закладки

Дорожные рабочие

Дорожные рабочие

Больше 10 лет прошло с момента вступления в силу Федерального закона «О концессионных соглашениях». Не без трудностей, но новые формы взаимоотношений государства и частного бизнеса постепенно заняли свою нишу в экономической жизни страны. Государственно-частное партнерство на концессиональной основе развивается в сфере ЖКХ, водоснабжения, здравоохранения, обработки отходов, общественного транспорта, а также в одной из извечных болевых точек – в сфере транспортной инфраструктуры.

Спор о том, кто эффективнее управляет – государство или бизнес, сегодня, похоже, окончательно разрешен в пользу последнего.

Россия занимает первое место в мире по размеру территории, при этом сеть автомобильных дорог с твердым покрытием составляет лишь 1054 тысячи километров. Помимо недостаточной протяженности транспортная сеть имеет ряд изъянов – излишняя концентрация на Московском транспортном узле, уменьшение плотности автодорог по мере удаления на север и восток страны, низкое качество самих дорог и инфраструктуры. К тому же, при невысокой пропускной способности железных дорог, большая часть грузов перевозится автомобилями, а существующие транспортные пути, проходящие, в основном, по территории населенных пунктов, не выдерживают современной нагрузки. В результате, страдают жители и водители, возникает перепробег автотранспорта, ухудшается взаимодействие между частями страны и экологическая ситуация в городах.

В условиях хронической недостаточности финансирования дорожного строительства проблему решают концессионные проекты, которые предполагают строительство и последующую эксплуатацию транспортных объектов на платной основе. Привлечение частных инвестиций положительно влияет не только на экономику, придавая дополнительный импульс для развития регионов, но и позволяет использовать передовые технологии и получить современные качественные объекты. Еще один плюс использования механизма ГЧП в транспортной отрасли – ответственность концессионера не только за проектирование и строительство, но и за эксплуатацию построенного объекта на должном уровне.

Концессии для нашей страны не являются новшеством. Еще в XIX веке первые железнодорожные пути в разных регионах Российской Империи появлялись благодаря государственно-частному партнерству, а концессии 20-х годов XX века помогли поддержать разрушенную экономику страны.

В 2015 году вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: в законодательстве появился механизм частной концессионной инициативы. Теперь сами инвесторы могут выступить с предложением о реализации проекта, подав необходимые документы. Государство рассматривает предложение инвестора, и, в случае принятия положительного решения, объявление об одобренной инициативе публикуется в интернете, чтобы у других инвесторов была возможность посоревноваться за проект. Если в течение 45 дней с даты размещения предложения других желающих реализовать проект не найдется, соглашение будет заключено с инициатором. Такой механизм позволяет бизнесу активнее участвовать в развитии инфраструктуры, самостоятельно предлагая интересные и выгодные для всех сторон проекты, сокращает сроки их разработки и реализации, сроки проведения конкурсных процедур и экономит бюджетные средства на подготовку конкурсной документации и проведение конкурса.

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в 3 квартале 2017 года в  70 субъектах Российской Федерации объявлено 398 концессионных конкурсов, в 22 субъектах России завершено 279 концессионных конкурсов, общий объем инвестиций по которым составляет свыше 48 млрд. руб., среди них 93 частные инициативы. Наибольший объем инвестиций – в транспортной сфере. При этом, особенно остро проблема нехватки дорог стоит в небольших городах и муниципальных образованиях в Центральной России, наиболее густонаселенном регионе страны. Но современные транспортные проекты приходят и сюда.

В 2016 году подписано первое муниципально-частное концессионное соглашение о строительстве новой трассы местного значения между администрацией Наро-Фоминского района и ООО «Наро-Фоминская платная дорога». Новая дорога, включающая капитальный мост через реку Нара, очень нужна городу – она разгрузит центр Наро-Фоминска от транзитного транспорта, соединит разделенные рекой районы и предоставит жителям доступ к социальным объектам, находящимся на противоположном берегу реки.

Также существует острая проблема ликвидации одноуровневых переездов на пересечении железных и автомобильных дорог, которые не только замедляют движение железнодорожного и автомобильного транспорта и являются причиной постоянных дорожных заторов, но и выступают источником повышенной опасности для всех участников движения. В 2017 году ООО «Подмосковная платная дорога» стала концессионером еще по двум объектам – с Правительством Московской области подписаны соглашения на создание двух путепроводов через железнодорожные пути.

Подобные проекты реализуются Группой компаний «Платная дорога» и в других регионах России, например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Согласно концессионным соглашениям  инвестор вкладывает собственные средства в строительство и эксплуатацию объектов в течение согласованного срока, а возврат инвестиций происходит за счет сбора платы за проезд. Причем, в отличие от многих федеральных концессий, подписанные соглашения предусматривают только частные инвестиции, без нагрузки на бюджет. Государство получит в собственность качественную дорожную инфраструктуру, разработанную с учетом мировых стандартов и оптимального трассирования, а частный инвестор – надежный и долгосрочный источник дохода, который, к тому же, помогает в решении давней социальной проблемы.

Вадим Коваленко, Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога»

Автор: Вадим Коваленко, Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога»


 Запрыгивайте в Telegram, там жутко интересно! 


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Авторизуйтесь через соц. сети
или войдите как гость
Войти
 Поддержите СМИ NewsFrol



Жутко интересно





Очень интересные статьи



Последние комментарии