На днях Министерство обороны Российской Федерации сообщило о ракетном ударе, нанесенном ракетным комплексом "Искандер-М" по месту разгрузки контейнеровоза с боеприпасами в порту "Южный", расположенном в населенном пункте Новые Беляры Одесской области. По данным МО РФ, удар был совершен в момент разгрузки судна, что привело к детонации боеприпасов, поставленных Украине из Европы. На опубликованных кадрах четко видны взрывы, вызванные попаданием ракеты.
Удары по суднам с военными грузами
В последние недели ракетные войска и артиллерия РФ значительно активизировались в отношении морских судов, доставляющих вооружение и боеприпасы для Вооруженных сил Украины (ВСУ). Среди пораженных целей — суда под различными флагами, такие как Peresa (Сент-Китс и Невис) и Optima (Палау), а также причалы в портах "Южный" и Одесса. Согласно данным российских военных, все атакованные суда перевозили грузы военного назначения, и поражения приводили либо к прямым ударам, либо к детонации боеприпасов уже после их выгрузки на территории портов.
Особое внимание в этих ударах привлекает то, что они наносятся по судам именно с оружием, что, по мнению экспертов, связано с существующими негласными договоренностями между Россией и Украиной. Эти договоренности, по всей видимости, предусматривали ненанесение ударов по гражданским и грузовым невоенным судам, что позволяло до недавнего времени беспрепятственно перевозить товары в порты обеих стран. Однако обострение ситуации вокруг поставок вооружений Украине, возможно, привело к тому, что Россия рассматривает суда с военными грузами как приоритетные цели для атак.
Последствия для морских перевозок
Удары по портам и суднам, перевозящим военное снаряжение, вызвали резонанс не только в военных кругах, но и в сфере международного морского судоходства и страхования. Вследствие недавних атак, Украина была вновь включена в список стран с высоким риском для морских страховщиков. Как отмечает агентство Bloomberg, на фоне возросшей угрозы атаки суда, идущие в украинские порты, теперь обязаны иметь полисы военного времени. В течение последней недели стоимость страховых премий для таких судов увеличилась на треть, что стало существенным ударом по финансовой стороне морских перевозок. Например, страховка для судна стоимостью $50 миллионов теперь возросла на $125 тысяч за один рейс.
Рост стоимости страховки и риски, связанные с войной, привели к тому, что ряд перевозчиков объявил о приостановке или полном прекращении доставки грузов в украинские морские порты. Это существенно осложняет поставки товаров в Украину, особенно когда речь идет о боеприпасах и военной технике.
Возможное развитие ситуации
На данный момент остаётся неясным, будет ли Украина рассматривать данные удары как нарушение существующих договоренностей о ненападении на гражданские и грузовые суда. Вполне вероятно, что ответом на такие действия станет усиление атак украинских морских дронов и других средств по российским транспортным кораблям в Черном море. Если это произойдет, ситуация в регионе может выйти на новый уровень эскалации.
Ситуация вокруг атак на суда с военными грузами демонстрирует, насколько хрупким и переменчивым может быть баланс в Черном море. Усиление атак с обеих сторон может привести к дальнейшему увеличению страховочных премий, повышению рисков для международного судоходства и ещё большему числу отказов перевозчиков от заходов в порты Украины и России.
Заключение
Удары ВС РФ по украинским портам, направленные на суда с военными грузами, имеют серьезные последствия как для Украины, так и для международного судоходства. Рост стоимости страховых полисов, приостановка работы перевозчиков и дальнейшая милитаризация Черного моря могут привести к серьёзным проблемам с логистикой и поставками. Будет ли это частью долгосрочной стратегии или временной мерой, покажет время, но последствия для мировой экономики уже очевидны.