В любой стране мира работают два сообщающихся между собой сосуда, как в физике. Один сосуд — это коррупционные отношения в обществе, другой — противодействие им. На какой сосуд сильнее оказывается давление (политическое, информационное, правоохранительное, социально-психологическое), там под действием этого давления и происходит уменьшение его содержимого (материальных благ) в сторону второго сосуда.
Коррупция создает видимость очень полезной управленческой и общественной деятельности, а на самом деле действует неэффективно — нерационально, затратно, с нанесением ущербов, бездействует по существу решения значимых вопросов.
Коррупция характеризуется и определенным механизмом управления, и определенным типом поведения (совершения коррупционных деяний), и определенным социальным слоем должностных лиц-коррупционеров, объединенных общими нравственными ценностями, подходами к исполнению своих должностных обязанностей, реализации власти в обществе, давлением на общественные связи, ущербом от их коррупционной деятельности.
Продажность должностных лиц является одной из центральных категорий, которая должна учитываться в национальных правоприменительных практиках, но в российском определении законности поведения должностных лиц это понятие не используется.
За скрупулезностью в оформлении документов — аккуратно составленных, красиво напечатанных, с нужными подписями и грамотно поставленными печатями зачастую скрывается халатное отношение к своим прямым обязанностям, неуважительное отношение к людям «не из семьи», приписки, обман, возвеличивание самозначимости, отсутствие милосердия, добра, чистоплотности в отношениях с подчиненными и пр. Так что как внешность обманчива, так и сила бумаг не бесконечна.
Нравственность — это все же целевые установки любой деятельности каждого человека и общества в целом, проявляющиеся в делении нравственных качеств на позитивные и негативные, в намерениях, словах и реальных делах (применительно к экономике — в векторах развития экономики с плюсом (позитивом) или минусом (негативом))
Практику распространения системы кормления в России принято связывать с принятием опыта Византии, которой сегодня не существует (может как раз из-за распространения практики кормления как угнетения народа узкой группой «вседозволенности» и — как следствие — распущенности).
Многовековая история коррупции свидетельствует о наличии общих черт у всех коррупционеров мира всех времен и народов, а именно: незаконное обогащение, жизнь за чужой счет и связь с властью, в первую очередь, устранение от персональной ответственности за содеянное.
Коррупционный характер исполнения должностных обязанностей связан не только с совершением коррупционных деяний на основе нарушения норм права, этики, предусматривающих согласование интересов разных сторон, но и с применением многочисленных схем ухода от наказаний за них.
Должностные лица берут взятки за то, чтобы выполнить свою работу хорошо, а не «спустя рукава» или за действия не по закону, а люди им дают взятки, чтобы получить то, что полагается им не по закону или за то, что получить без взятки не удалось бы.
Взятка — это негласное условие работы недобропорядочных должностных лиц.
Бюрократизм в коррупционных средах выступает формой совершения коррупционных деяний и служит доказательством их совершения.
Отделение «белого» от «черного», «черного» от «серого» в России за многие годы не состоялось.
Коррупция для любой нации – несчастье, неправовой порядок управления, конфликтный характер отношений коррупционеров с обществом.
Истоки современной коррупции идут от недобросовестных государственных служащих, которые вместо того, чтобы учить население грамотно действовать, сами безнаказанно нарушают нормы права.
Когда мы говорим о проблемах, которые необходимо своевременно выявлять и разрешать, в случае с коррупционным управлением эти проблемы никак не выявляются и не разрешаются, потому что они как раз и создаются самими коррупционерами.
В России административная среда отстояла свои высокие доходы за счет перераспределения общих средств в свою пользу и занижения, переоценки труда, социального обеспечения для большинства населения, негласно введя двойные стандарты – для себя и для остальной части населения.
Опираться обществу только на позитивные высказывания должностных лиц друг о друге было бы просто нелепо, это не приведет к каким-то результатам в противодействии коррупции. А хотелось бы получить результат.
Видеолекции от представителей государственных органов по данной теме, размещенные в открытом доступе, закрыли бы многие проблемы практики. А пока каждой российской организации надо предпринимать довольно затратное по времени исследование, чтобы начать соблюдать требования антикоррупционного законодательства на местах, что в таком представлении труднодостижимо.
Схема взаимосвязи эффективности работы и оплаты труда в системе государственной службы все еще не работает. И, вероятно, что при таких характеристиках ситуации с коррупцией и не заработает – никто не хочет ее внедрять и осложнять тем самым получение высоких заработков.
Коррупция за всех нас подумала, как ей выгодно, а нам, извините, ущербно – сколько нам надо есть (это ничем не подкреплено), от чего нам надо отказаться в первую очередь. Она лезет в карманы граждан по всем направлениям, обжимает нас и банкротит уже давно.
Целесообразно увольнять с государственных и иных ответственных должностей не только за какие-то неприемлемые негативные высказывания, но и за обман – за публичное предоставление заведомо ложной информации.
Эффективности нет и не может быть там, где должность захватывают в длительной борьбе дилетанты – борцы за высокооплачиваемые места (но не специалисты) - те, кто лучше других «работает локтями», родственники, любовники, друзья влиятельных лиц и, разумеется, взяточники.
Возникает новый парадокс: коррупционер с документом о прохождении обучения о противодействии коррупции; обучение – как некий формат закрытия всего негатива, связанного с фаворитизмом, рвачеством и взяточничеством.
Население, бизнес рассматривается низовой коррупцией как средство обогащения, как «дойная корова». Уже стало привычкой по-простому залезать в карман к людям и привычно вредить им, наказывать невиновных, если они не готовы платить за услуги, прописанные по нормам права как бесплатные.
Автор: Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор, автор "Новой экономической энциклопедии", эксперт СМИ по проблемам коррупции