Данная статья является продолжением статьи о схемах обмана салонов красоты. Уже не первый год недобросовестные салоны и аферисты заманивают в свои сети доверчивых женщин и, получая наше доверие, навязывают нам в рассрочку дорогостоящие процедуры и косметику. И количество подобных ситуаций, а также жалоб со стороны граждан, ссылающихся на массовые случаи психологического давления и даже применения к ним психотропных веществ, не счесть.
О том, что делать, если вы столкнулись с мошенниками в салоне красоты и вам навязали косметику или дорогостоящие процедуры в кредит расскажу ниже.
Прежде чем салон красоты решит навязать в рассрочку дорогостоящие процедуры и косметику, ему необходимо нас заманить к себе. Какие уловки идут в ход:
- описывают все прелести салона красоты и убеждают прийти на бесплатные процедуры;
- говорят очень красиво, используя приемы психологии;
- утверждают, что вы выиграли сертификат на бесплатную услугу;
- приглашают на день открытых дверей нового салона и в честь такого события предлагают познакомиться с бесплатной презентацией услуг;
- приглашение в социальных сетях на бесплатный сеанс приходит в качестве "подарка" на день рождения;
- а также другие уловки.
Если вы все же поддаетесь на уговоры call-менеджеров или сотрудников салона и приходите в назначенный день и дату, тогда автоматически переходите на следующий этап:
- Вас либо встречают с “хлебом” и “солью” и широкой улыбкой, либо сразу берут в оборот. В ход идут прикосновения и комплименты, создающие между продавцом и потенциальным покупателем доверительные отношения.
- Затем ведут на “диагностику”, по итогам которой вам ставят неутешительный диагноз: “все плохо” и если в ближайшее время вы не займетесь с собой, то ждет вас преждевременное старение.
- По завершении диалога сотрудник говорит, что решение есть: купить в салоне годовой набор косметики или оплатить курс дорогих процедур, которые вернут былую молодость.
Вот именно на последнем пункте многие из нас зацикливаются. Находясь под впечатлениями, подписываем кредитный договор не разобравшись в его условиях и других юридических тонкостях. И как раз для подобных действий потребуется паспорт.
В результате вы выходите из салона под эйфорией и с долгами.
Что делать, чтобы не попасть на перечисленные уловки
- не соглашайтесь на “бесплатные процедуры” и “бесплатные презентации”;
- если ваш отказ был проигнорирован, тогда сообщите звонящему, что обратитесь в Роскомнадзор по факту незаконного использования ваших персональных данных;
- согласились на посещение салона красоты, тогда воздержитесь от распития напитков, а лучше слушайте свою музыку;
- не сообщайте сотрудникам салона свои персональные данные;
- не подписывайте никакие документы, внимательно их не прочитав;
- сохраняйте бдительность и учитесь мыслить критично.
ВАЖНО ЗНАТЬ:
- Осуществлять деятельность по предоставлению кредитов могут только кредитные организации или МФО (микрофинансовые организации) - ст. 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Сотрудники салона не вправе заниматься такой деятельностью, даже «от имени банка».
- Нет кредитного договора — нарушение ст. 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», поскольку именно в договоре указаны все существенные условия предоставления кредита, включая срок, в течение которого заемщик вправе отказаться от услуги.
Если в салоне красоте подобная схема, соответственно он работает не в рамках правового поля.
Что делать если на вас оформили кредит на оказание косметологических услуг
- Необходимо подготовить в 2 (двух) экземплярах письменное заявление о расторжении договора и возврат денежных средств на кредитный счет (ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей). Один экземпляр - администрации или юристу салона красоты, на втором - получить отметку о принятии.
- Если сотрудники салона отказываются брать ваше заявление - идем на почту и отправляем почтой ценным письмом (с описью вложения) и уведомлением о вручении.
- Делаем копию письменного заявления и отправляемся в филиал банка, в котором выдан кредит.
- В банке написать требование в 2 (двух) экземплярах с просьбой приостановить платежные операции по счету и закрытии счета. Также у вас есть право отказаться от кредита по правилам ст. 11 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и 821 ГК РФ. На втором документе вам должны поставить отметку о принятии. Проследите за этим!
- Дополнительно напишите жалобу в Центральный банк РФ о подробностях совершенной сделки. А именно: договор заключался вне кредитного учреждения; сотрудник, заключивший договор не предоставил доверенность на совершение подобных действий и т.п. Приложите копию заявления, направленного в Банк, выдавший кредит, с требованием приостановления платежных операций на счете и закрытии счета.
Дальше все зависит от реакции организаций и от вашей решительности. Обычно, после решительных действий организации приглашают потребителя для подписания соглашения о расторжении договора и возвращают денежные средства на счет, где открыт кредит.
Может быть и по-другому
Салон красоты будет предлагать вам другие решения, но не соглашайтесь ни на что кроме соглашения о расторжении договора купли-продажи/оказания услуг и кредитного договора.
Если в течение 10 дней с момента получения салоном красоты заявления нет ответа или мотивированных возражений:
- подготовить жалобу в отношении салона красоты и банка в Роспотребнадзор;
- подготовить на салон красоты жалобу в прокуратуру;
- подготовить жалобу на проведение транзакции и невыполнение требования потребителя в ЦБ РФ
- исковое заявление в суд
Что делать если вам навязали косметику в кредит
Что учесть. Согласно положениям действующего законодательства косметика входит в перечень доброкачественных товаров, не подлежащих возврату. Поэтому салоны красоты часто отказывают в расторжении договора купли-продажи и в возврате денежных средств.
Чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги нужно будет доказать нарушения со стороны салона красоты.
Например: навязывание банковского кредита без согласия покупателя, сознательное введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара, отсутствие необходимой и достоверной информации о косметике, а также информации о сертификации этого товара. Указанные обстоятельства являются прямым нарушением прав потребителя.
Что делать. Пошаговый план
1. Обратиться в банк с заявлением о приостановке транзакций и закрытии счета или в случае, если с момента заключения договора прошло не более 12 часов, с заявлением на отказ от получения кредита.
2. Если после использования косметики у вас зуд и жжение, тогда в короткие сроки обратиться к аллергологу за заключением. В заключении должно быть указано, что у вас аллергическая реакция на компоненты в приобретенной косметике и связаны они с использованием данной косметики.
3. Получив заключение обратитесь к салону красоты с письменным заявлением о невозможности применения приобретенной косметики по причине возникновения аллергической реакции и недоведения до потребителя необходимой информации, которая предусмотрена Законом о защите прав потребителей и возврате денежных средств уплаченных за продукцию, путем перечисления их на открытый кредитный счет с обязательным указанием назначения платежа. Срок рассмотрения заявления - 10 дней с момента поступления к салону красоты заявления.
4. В случае получения положительного ответа - заключите соглашение о расторжении договора, а также проконтролируйте возврат денежных средств на кредитный счет. По факту перечисления денег на счет в банке, получите справку об исполнении вами обязательств по кредитному договору и отсутствии задолженности.
5. В случае отказа или непредставления мотивированных возражений со стороны салона красоты необходимо:
5.1. самостоятельно организовать и провести экспертизу приобретенной косметики с обязательным привлечением представителей салона красоты, на соответствие продукции требованиям «О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением КТС от 23 сентября 2011 года № 799;
5.2. если нет такой возможности, можно попробовать через Роспотребнадзор (копию в Прокуратуру) описав ситуацию и дополнительно указав: прошу проверить приобретенный товар на соответствие требованиям безопасности ст. 5 и ст. 6 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением КТС от 23 сентября 2011 года N 799.
По итогам экспертизы и готовым заключением, можно будет обратиться в суд. Законом предусмотрено право потребителя подать исковое заявление по его выбору, а именно: по своему месту жительства, по месту юридического адреса салона красоты. Выбор районного или мирового суда зависит от размера исковых требований.
К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие ваши доводы и сложившуюся ситуацию в количестве равном числу лиц, участвующие в судебном процессе.
При удовлетворении судом ваших требований вы получите исполнительный лист, который направляется к приставам, по месту юридического адреса салона красоты или в банк, в котором открыты счета салона красоты. Узнать о них можно через запрос информации в налоговом органе.
Автор - Алина Степанова: юрист, независимый финансовый консультант по повышению финансовой грамотности МинФина, эксперт АНО “Национальный центр финансовой грамотности”.
Социальные сети автора:
https://vk.com/linastepanovaa
https://www.facebook.com/LinaStepanovaa
https://www.instagram.com/lina_lawyer/