Китай объявил о планах по расширению своего амбициозного проекта «Один пояс и один путь» в Северном Ледовитом океане, развивая морские маршруты. Проект уже получил неофициальное имя «Полярный шелковый путь».
В официальном документе, опубликованном в пятницу вице-министром иностранных дел Китая Конгом Сюанью, Пекин объявил, что он надеется сыграть «более важную роль в расширении сети морских маршрутов» и указал, что «в результате глобального потепления маршруты Арктического моря, вероятно, станут важными путями для международной торговли».
В тексте также разъясняется, что китайские власти будут поощрять компании к строительству инфраструктур и проведению коммерческих пробных поездок, чтобы проложить направления для арктических навигационных маршрутов, которые сформировали бы этот Северный шелковый путь.
Площадь суши в Арктике, суверенитет которой принадлежит России, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Канаде и США, составляет около 8 миллионов квадратных километров. Северный Ледовитый океан занимает площадь более 12 миллионов квадратных километров, где прибрежные и другие страны имеют свои права и интересы в соответствии с международным правом.
Несмотря на то, что Китай не является арктическим государством, он все активнее принимает участие в развитии полярного региона. Пекин стал наблюдателем в Арктическом совете в 2013 году. Азиатская страна имеет значительную долю в российском проекте «Ямал», проект по добыче и сжижению природного газа (СПГ), согласно которому, 4 миллиона тонн этого продукта будет поставляться в Китай каждый год.
Китай также рассматривает вопрос о разработке нефти, газа, минеральных и энергетических не ископаемых ресурсов, а также рыболовство и туризм в арктическом регионе.
Азиатский гигант обязался работать «вместе с арктическими государствами, уважая традиции и культуру жителей, включая коренные народы, и сохраняя природную среду [...] Китай, как ответственная и важная страна, готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, а также готов воспользоваться исторической возможностью принять участие в развитии Арктики для решения проблем, вызванных изменениями в регионе», - утверждается в документе.
Чтобы стимулировать торговлю по маршруту старого Шелкового пути, инициатива «Один пояс и один путь» свяжет Китай с Европой, Ближним Востоком и другими областями.