В рамках выступления в программе «Вечер» Владимира Соловьева, доктор политических наук, декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян высказал несколько важных тезисов по текущей ситуации в Украине:
- За институтами ныне существующего однополярного мира стоит идейная и теоретическая база, которая должна быть разрушена (для изменения этого мироустройства).
- Конституционная система России продиктована западной политической культурой и не имеет ничего общего с цивилизационной принадлежностью нашей страны, необходимо выстраивать политические институты, основываясь на своих ценностях и культуре.
- Американцы и их союзники стремятся заменить международное право на международные правила – правила меняются каждый раз под конкретные ситуации.
- Переговоры по Украине в настоящее время находятся в тупиковой ситуации по вине украинского руководства, Украина неизбежно движется к краху.
Культурные ценности и традиции в основе политического мироустройства
Генри Сардарян отметил, что сейчас время борьбы против засилья нашей страны, против попыток навязывания нам своей воли. Явно прослеживается борьба против институтов, борьба против конкретных политических деятелей, но стоит понимать, что в основе всего того – борьба против идей – за любыми институтами находятся идеи.
Последние 30 лет мир, который существовал в виде однополярного субъекта, где все решения принимаются только в одной части света, имел под собой вполне конкретные идейные основания. Они максимально просты – это идея о том, что существует одна правильная модель управления, одна правильная модель социального устройства, одно законодательство и т.д.
Часто мы слышим вопрос: «Кто они такие, чтобы так с нами говорить?» Здесь эксперт Сардарян отметил, что мы сделали для этого очень много – практически вся наша конституционная политическая система дублирует политические институты западных государств. НО!
Западные государства строили эти политические институты несколько столетий на основании той культуры, которая была в их странах, тех ценностей, которые были в их странах. Ценности в свою очередь были сформированы под влиянием религиозно-культурной традиции. У нас той религиозно-культурной традиции никогда не было, мы православная страна. К примеру, характерные для Запада принципы субсидиарности и солидарности, отсутствуют в православии, в православии есть принцип соборности. И на Западе это приводит к партийной парламентской системе. В нашем случае партийная система может быть закреплена и даже может функционировать, но для того, чтобы мы имели в действительности, эффективно работающие государственные институты, мы должны создать такую систему, которая пользуется доверием граждан на интуитивном уровне, когда она полностью соответствует ценностям граждан.
Отсутствие альтернативы
Последние 30 лет нам говорили (в рамках все того же однополярного мира): «А как еще может существовать государство? Если не разделение властей, то что? Какие еще формы возможны?». У этой системы существовала всего одна альтернатива, если не считать исламские формы теократии. Существовала социалистическая модель конституции. Она хотя бы оспаривала принципы, заложенные в либеральной модели. Сегодня все сводится к тому, что других принципов, словно, не существует. Нет разделения властей – ужасное государство.
Искусственная демократия
Но если присмотреться, считает Генри Сардарян, то в западном мире не существует никакого разделения властей на практике. Если исполнительная власть без судебной и без какой-либо системы сдержек и противовесов может отнимать у людей имущество и принимать подобные тому решения – это разделение властей?
О какой демократии можно говорить, если так называемые демократические государства считают «хорошей» только свою модель устройства. Ни в одном западном государстве ни у одного руководителя нет такой легитимности как у нашего главы государства. Их системы построены так, чтобы не допускать того, чтобы руководитель был тем, кого в действительности поддерживает широкие слои населения. Населению просто предоставляют несколько кандидатур и предлагают выбрать. Но выбрать надо правильно – «если вы выберете неправильно, у нас есть еще один механизм, чтобы все-таки выбрать правильно, если и там не сработает, мы просто не дадим работать выбранному главе».
Генри Сардарян подчеркнул, что не считает эти системы плохими, они жизнеспособны и работают, НО для них, не для нас.
Исторический шанс для России
По мнению Генри Тиграновича в России за основу политического и общественного устройства взяты те принципы и институты, которые были заложены в чужой нам цивилизации. Мы заложили их в конституционные основы собственного государства и на каждом уровне можем заметить примеры их неработоспособности – это касается и системы образования, и вопросов культуры и т.д. и т.п.
Сейчас у нас есть исторический шанс, шанс смены полюса принятия решений в мире, шанс глобального изменений нашей роли. Да, это непростой кризисный период, но систему невозможно менять тактично, дипломатично и «по чуть-чуть».
Очень важно понимать, что даже в условиях происходящих изменений расслабляться рано – рано считать, что та систем рухнула и на ее месте возникнет наша отечественная правильная. На каждом уровне находятся люди, которые говорят: «Давайте по форме оставим это как что-то новое и наше», а по содержанию предлагают наполнять это ровно тем же самым, что было «до».
Такое государство как Россия невозможно без идеи в основании и если это будет чужая идея, она будет подводить наше государство фактически под внешнее управление.
Двойные стандарты и правила вместо права
Что касается международной обстановки в целом, мы видим, что устоявшийся мир рушится. Однополярность и диктатура одной доктрины над всем человечеством, по крайней мере, попытки это делать, сегодня терпят крах. Во многом этому способствуют сами западные страны, потому что все, что они предлагали как универсальную модель не работает, по крайней мере, они сами делают все для того, чтобы она не работала (даже если бы универсальная модель для всего мира могла существовать). Крайне высока двойственность стандартов. В одних странах перевороты признаются, в других категорически критикуются. В одних странах полностью закрывают глаза на нарушения на выборах, права человека и пр., в других цепляются за любую несущественную мелочь.
Вместо международного права выдвинута система международных правил. Это самый яркий пример того, какое разрушительное действие имеет западная политика. Отличие права от правил в том, что право зафиксировано, а правила придумываются каждый раз, и каждый раз меняется точка отсчета. Регулярно ставя перед странами новые правила, запад фактически показывает, что ни о каком верховенстве права не идет речи. А верховенство права в самом простом смысле это запрет смены правил игры во время самой игры. Сейчас мы видим, что этого права вообще не существует, есть только политическая целесообразность в конкретной ситуации.
Куда движется Украина
Наша страна сейчас находится в ситуации, когда от одной спецоперации в одной отдельно взятой стране во многом зависит судьба мироустройства. И именно от того как будет проходить спецоперация, какие результаты будут зафиксированы, зависит то, на каких условиях с нами будут договариваться и какой мир будет создаваться.
Конечно, задача дипломатов – проводить переговоры. Вряд ли дипломаты должны взять автоматы и пойти решать военные задачи. Дипломаты будут проводить их до тех пор, пока на это есть политическая воля руководства страны. Но фактически сейчас в переговорах тупиковая ситуация. От официальных источников мы знаем, что есть сдвиги только в одной сфере – в сфере вопроса нейтрального статуса Украины. Но с вопросом нейтрального статуса неразрывно связан вопрос гарантий безопасности Украины». Мы понимаем, что в эти гарантии безопасности кроме нас наверняка войдет еще ряд западных государств. И дальше сразу возникает вопрос, который и приводит в тупик – гарантии безопасности для Украины в каких границах? Если Украина не принимает условия России по признанию Крыма, Донецка, Луганска, то гарантии безопасности не распространяются на эти территории.
Украина фактически движется к краху – речь идет о результатах спецоперации, которая вскоре поставит под сомнение вопрос государственности Украины. «Дружба» с Польшей возможна в одном случае – когда Польша включит в свой состав западные регионы Украины. Другого направления этой дружбы не существует.
Двигаясь к краху, Украина вместо того, чтобы готовить свое население к тому, что придется идти на уступки, заводит себя в тупиковое состояние, когда переговоры не дадут результатов и придется завершать спецоперацию фактически распадом украинской государственности.
Справка
Генри Сардарян – декан Факультета управления и политики МГИМО, доктор политических наук, член Общественной палаты РФ, представитель России в экспертном комитете ООН по госуправлению, член-корреспондент Академии военных наук.
Неоднократно принимал участие в программе «Вечер» с Владимиром Соловьевым и последовательно излагал и излагает свою аргументированную точку зрения по ситуации в Украине и мире, роли России в современном мироустройстве, а также возможных перспективах.