Экономика Греции восстанавливается после кризиса. По данным национальной статистической службы (ELSTAT), после восьмилетней рецессии в 2017 году греческий ВВП рос четыре квартала подряд.
Один из главных драйверов роста — туристический сектор. По оценкам исследовательской компании Euromonitor International, сегодня Афины — второй город в Европе по темпу роста числа туристов (первый — греческий Ираклион): в 2017 году столицу Греции посетили почти 5 млн человек, на 10 % больше, чем в 2016. Международный аэропорт Афин принял в 2017 году 14,4 млн иностранных пассажиров — на 12 % больше, чем год назад.
С числом туристов растёт объём инвестиций в этот сектор. В марте 2017 Евросоюз объявил о планах инвестировать в инфраструктуру Греции 1,3 млрд евро, чтобы к 2020 году завершить проекты, начатые ещё в 2007–2013 годах. Треть суммы будет направлена на то, чтобы усовершенствовать транспортную инфраструктуру Афин: главным образом, расширить сеть столичного метрополитена.
Метрополитен Афин (Схема)
Сегодня афинское метро включает в себя три линии общей протяжённостью 85 км. Первая (зеленая) линия начала работу в 1869 году, сделав метро Афин третьей старейшей подземной системой в мире после Лондона и Нью-Йорка. Вторая и третья линии открылись в 2000 году и значительно облегчили жизнь жителей столицы: например, сегодня поездка от Синтагмы, центральной площади Афин, до северного пригорода Халандри, расположенного в 12 км от центра, на автомобиле занимает 45 минут, на метро — всего 14. Ежедневно столичным метрополитеном пользуются около 1,4 млн человек.
Расширение третьей линии
Третья (голубая) линия афинского метро проходит с северо-востока от станции Дукиссис Плакентиас (которая связана наземной железной дорогой с аэропортом Афин) на юго-запад до станции Агиа Марина. Основная цель проекта — продлить эту линию через западные пригороды Афин до порта Пирей.
Расширение третьей линии афинского метро
Проектом по расширению третьей линии метро занимается компания Attiko Metro, его общая стоимость превышает 467 млн евро (из которых 261 млн евро инвестирует в проект Евросоюз). Работы начались ещё в 2012, но были отсрочены на три года из-за возникших технических проблем и ошибок в управлении проектом. Теперь, как обещает министр транспорта Греции Христос Спиртзис, три новые станции, Агия Варавара, Коридаллос и Никеа, начнут работу уже к 2019 году, а к концу 2020 проект будет завершён полностью.
В рамках проекта будут оборудованы 7,5 км туннелей, построены 6 новых станций, введены в работу 16 новых поездов. Третья линия афинского метро длиной 50 км будет состоять из 27 станций, а новый участок будет обслуживать 132 тыс. пассажиров в день. Расширение третьей линии позволит многим жителям Афин отказаться от поездок по этому маршруту на автомобиле, что приведёт к сокращению выбросов углекислого газа в городе на 120 тонн в день.
В результате крупнейший греческий порт будет располагаться на одной линии метро с аэропортом и историческим центром столицы: прямая дорога из Пирея в международный аэропорт Афин будет занимать 55 минут, в то время как сейчас на неё приходится тратить почти два часа и делать несколько пересадок.
Строительство четвёртой линии
Строительство четвёртой (жёлтой) линии метро — один из крупнейших инфраструктурных проектов в ЕС на сегодняшний день, стоимость которого составляет 1,45 млрд евро. Две радиальные ветки соединят центр города с его северными пригородами. Длина всей линии из 30 станций, разделённой на пять секций, составит 33,5 км
Mr. Christos Spirtzis: “By 2019, the areas of Aghia Varvara, Korydallos and Nikea shall be served by the Metro. By the end of 2020, the entire Project is given to the public”
Строительство четвёртой линии афинского метро (Схема)
Первая часть длиной почти 30 км, включающая в себя 14 станций, расположенных ближе к центру в особенно плотно заселённых районах Афин, протянется от станции Алсос Вику до станции Гуди. Строительные работы планируется начать в 2019 году и завершить в 2026. В августе 2017 была завершена подача заявок на участие в тендере.
По планам правительства, новая линия значительно сократит время в пути для большого числа жителей Афин и туристов (например, дорога от станции Алсос Вику до центра Афин составит 10 минут вместо 30) и уменьшит объём выбросов углекислого газа (примерно на 280 тонн ежедневно). Каждый день только по первой секции четвёртой линии будут передвигаться 220 тыс. пассажиров.
Трамвай до Пирея
Ещё один инфраструктурный проект, в который инвестирует ЕС — расширение трамвайного пути до Пирея. Стремление властей обеспечить удобную логистику до Пирея объяснимо: это один из самых крупных пассажирских портов в Европе, важный перевалочный пункт «нового шелкового пути» (после приобретения в 2016 году 51 % его акций китайской компанией COSCO) и крупный пригород Афин, где живёт 164 тыс. человек.
Проект расширение трамвайного пути до Пирея в Афинах
Чтобы связать центр Афин с Пиреем, в апреле 2014 было запущено строительство трамвайной линии стоимостью 61,5 млн евро. В рамках проекта будет открыто 13 трамвайных станций, 11 тыс. человек смогут использовать трамвайную сеть ежедневно. Работы планируется завершить уже во втором квартале 2018 года.
Рост цен в районах рядом с метро
Цены на недвижимость в Афинах уже прекратили падение: согласно статистике Банка Греции, стоимость квадратного метра со II по IV кварталы 2017 держалась на одном уровне. Аналитики прогнозируют повышение цен, связанное с восстановлением экономики и увеличением числа туристов, уже в ближайшем будущем. Новые инфраструктурные проекты ускорят рост стоимости недвижимости в районах, прилегающих к новым станциям метро.
Хорошие новости привлекают инвесторов: в январе 2018 объём прямых иностранных инвестиций в греческую недвижимость в два раза превысил показатели января 2017 года
Однако, как считает Алина Чурикова, менеджер проектов Tranio в Греции, того, что недвижимость резко подорожает в центре Афин (например, в районе Колонаки) ждать не стоит: стоимость квадратного метра там уже держится на более высоких отметках, чем в других районах города. «Другое дело — более отдалённые районы, например, Пирей, Галатси, Кипсели — здесь рост цен на 20–25 % вполне реален», — рассказывает она.
Автор: Елена Изюмова
Сайт: tranio.ru