Экономика

Добавить в закладки RSS

Россияне стали платить за свое имущество на 72% больше

2013

Налог на имущество

Налог на имущество

Аналитики компании ФинЭкспертиза, используя данные Росстата и данные Федерального казначейства России, проанализировали динамику роста налоговой нагрузки на жителей и подсчитали, стали ли жители регионов за последние два года платить за свое имущество (жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж) больше.

До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (которая приближена к рыночной). Такой «налоговый маневр» позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.

Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость. «В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает», – отметил президент.

В рамках исследования, проведенного ФинЭкспертизой, была рассчитана динамика налоговой нагрузки на жителей каждого из регионов  за период с 2015 по 2017 год. Для этого были взяты доходы бюджета по этой статье в каждом из регионов за 2015 и 2017 год, разделены на количество жителей, получившиеся значения сопоставлены.

Поскольку налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начал действовать с 1 января 2015 года, первые поступления от налога, рассчитанного по новым правилам, попали в бюджеты 2016 года. Поэтому в рамках исследования 2015 год брался в качестве точки отсчета до использования кадастровой стоимости в расчетах налога на имущество физических лиц, и 2017 год – когда многие регионы уже перешли на кадастровый порядок расчета.

Исследование показало, что в среднем по России налоговая нагрузка на граждан (в разрезе налога на имущество) за два года выросла в 1,72 раза и составила 355,8 руб. на человека. Сборы по налогу на имущество физических лиц в Российской Федерации увеличились за два года на 23 млрд рублей и достигли суммы в 52,2 млрд рублей.

Магаданская область стала лидером среди регионов РФ по максимальному росту доходов бюджета от налога на имущество физических лиц за два последних года. Поступления в региональный бюджет от налога на имущество физических лиц здесь выросли в 9,7 раз. В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое. В Москве доходы от налога на имущество физических лиц за два года выросли  в 2,74 раза.

Как показало исследование, есть и регионы, которые показали отрицательный рост доходов бюджета от налога на имущество физических лиц. Это Ярославская область (падение на 2,1 млн рублей), Ленинградская область (падение на 18,7 млн рублей), Республика Калмыкия (падение на 11,7 млн рублей).

Что касается зависимости роста платежей от перехода на кадастровый порядок расчета, то, несомненно, такая зависимость есть.  В десятку регионов с максимальным ростом доходов от налога на имущество физических лиц вошли шесть регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, три региона – в 2016 году и один регион, дата перехода которых на расчеты по кадастру не определена. Таким образом, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов.

Доходы бюджетов от сборов налога на имущество физических лиц повысились в 1,72 раза

Используя данные Федерального казначейства России, аналитики компании ФинЭкспертиза рассчитали долю доходов бюджетов регионов РФ в 2017 году от налога на имущество физических лиц (налоги за жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж) в общих доходах бюджетов и составили рейтинг регионов по данному показателю.

До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из  инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Такой "налоговый маневр" позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.

Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал и президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость.

Согласно результатам исследования ФинЭкспертизы, в среднем по России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов составляет 0,42%. За два года сборы по налогу увеличились на 23 млрд рублей и достигли суммы в 52,2 млрд рублей, то есть данный показатель повысился в 1,72 раза.

В 17 регионах России доля доходов от налога на имущество физических лиц в общих доходах бюджетов превышает 0,5%. Лидерами по этому показателю являются бюджеты Саратовской области с долей 0,85% от всех доходов бюджета, Томской области (0,83%) и Вологодской области (0,74%).

Минимальная доля доходов от налога на имущество физических лиц – в бюджетах Чукотского и Ненецкого автономного округов – 0,01% и 0,02% соответственно.  

Москвичи стали платить за свое имущество почти в три раза больше

Аналитики ФинЭкспертизы подсчитали, насколько увеличилась финансовая нагрузка на жителей Москвы в связи с изменением порядка начисления налога на имущество физических лиц с инвентаризационной стоимости на кадастровую. Исследование позволило ответить на вопрос, стали ли жители платить за свое имущество – жилой дом, квартиру, комнату, дачу, машино-место, гараж – больше.

До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из  инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (которая приближена к рыночной). Такой «налоговый маневр» позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз.

Для расчетов базовыми были приняты 2015 год (год, когда Москва уже перешла на кадастровый порядок расчетов, но средства в бюджет еще не поступили)  и 2017 года (год, когда доходы по этой статье уже поступили).

Для того, чтобы рассчитать налоговую нагрузку на каждого жителя, аналитики ФинЭкспертизы взяли доходы бюджета по этой статье в 2015 и в 2017 годах, разделили их на количество жителей столицы и сравнили получившиеся значения.

По результатам исследования были получены следующие цифры:

Нагрузка на жителей Москвы по налогу на имущество физлиц за два года выросла в 2,74 раза.

Среднестатистический москвич платит за свое имущество 1050 руб., это почти в 3 раза больше, чем в среднем по стране.

Сборы по налогу на имущество физических лиц в Москве за два года увеличились на 8,3 млрд рублей и достигли 13 млрд рублей.

Столица заняла восьмую строчку в рейтинге регионов с самыми высокими темпами роста налоговой нагрузки жителей по оплате за свое имущество. В ТОП-3 регионов с самыми высокими темпами налоговой нагрузки вошли Магаданская область (рост в 9,7 раза), Республика Коми и Тульская область, там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое.

В среднем по России налоговая нагрузка на жителей по налогу на имущество за два года выросла в  1,74 раза.

Исследование

Цель исследования:

Оценить динамику налоговой нагрузки на жителей в отношении налога на имущество физических лиц за последние два года в связи с переходом на кадастровый порядок расчетов.

Используемые материалы:

Данные Росстата, данные Федерального казначейства России, данные Федеральной налоговой службы.

Краткие пояснения:

В условиях санкций и нестабильности во внешней экономике вопрос наполняемости региональных бюджетов становится достаточно остро. Многие виды налогов были закреплены законодательно уже достаточно давно, однако их собираемость оставляла желать лучшего. Одним из таких налогов был налог на имущество физических лиц. До 2014 года налогооблагаемая база определялась исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для того, чтобы приблизить стоимость к рыночной, были внесены соответствующие законодательные изменения.

До 2014 года налог на имущество физических лиц исчислялся исходя из  инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года регионы стали постепенно переходить на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Такой "налоговый маневр" позволил ряду регионов повысить сборы по этой статье в несколько раз. Однако, как показало наше исследование, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.

Вопрос стремительного роста платежей заинтересовал и президента Владимира Путина. В ходе послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года он предложил вернуться к вопросу налога на имущество физических лиц и уточнить механизмы расчета налогов и определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать рыночную стоимость.

 "В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но мы так не договаривались, и люди такого не ожидали", — сказал тогда Путин. По его словам, надо уточнить эти два параметра, чтобы в итоге сбор стал посильным для граждан.

24 июля 2018 года Государственной Думой РФ был принят закон "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Законом предусматривается постепенный отказ от применения повышающего коэффициента (если разница в инвентаризационной и кадастровой стоимости достаточно велика). При этом с 2018 года вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Данный коэффициент будет применяться в тех субъектах РФ, на территории которых исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется с коэффициентом от 0,6.

Однако мы понимаем, что все предложения в долгосрочной перспективе  не снизят существующую налоговую  нагрузку на людей, а лишь замедлят темпы ее роста.

Нагрузка на жителей:

Для того, чтобы определить динамику средней налоговой нагрузки на каждого жителя того или иного региона, посмотрим, как изменились сборы региональных бюджетов от налога на имущество физических лиц за последнее время и поделим сумму налога, собранную в регионе, на количество населения, проживающего в нем.

Если учесть, что налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начал исчисляться по-новому с 1 января 2015 года, впервые поступления от налога, рассчитанного по новым правилам, попали в бюджеты 2016 года (срок уплаты гражданами не позднее 1 октября 2016 года). Поэтому базой для сравнения будут служить 2015 год – в качестве точки отсчета до использования кадастровой стоимости в расчетах налога – и 2017 год – когда многие регионы уже перешли на кадастровый порядок расчета.

Таблица 1. Рейтинг регионов РФ по росту налоговой нагрузки на одного жителя

Субъект РФ

Доходы региона от сборов налога на имущество физических лиц, руб.

Население, тыс. чел.

Налог на имущество физических лиц, руб./чел

Увеличение налоговой нагрузки на человека за два года (раз)

2015 год

2017 год

2015 год

2017 год

1

Магаданская область

2 170 269

21 047 574

146

14,86

144,2

9,70

2

Республика Коми

98 406 692

348 853 458

850

115,77

410,4

3,54

3

Тульская область

99 336 911

306 595 814

1499

66,27

204,5

3,09

4

Республика Хакасия

34 365 291

103 160 788

537

63,99

192,1

3,00

5

Псковская область

29 175 589

81 642 376

642

45,44

127,2

2,80

6

Самарская область

538 098 532

1 484 697 416

3203

168

463,5

2,76

7

г. Москва

4 741 185 751

13 003 979 588

12381

382,94

1050,3

2,74

8

Республика Алтай

17 993 654

42 971 202

217

82,92

198

2,39

9

Республика Башкортостан

373 136 649

884 424 211

4067

91,75

217,5

2,37

10

Чеченская Республика

27 686 370

63 416 669

1415

19,57

44,8

2,29

11

Республика Ингушетия

5 052 533

10 955 561

481

10,5

22,8

2,17

12

Амурская область

145 672 462

316 313 250

802

181,64

394,4

2,17

13

Республика Мордовия

46 374 436

100 705 137

808

57,39

124,6

2,17

14

Липецкая область

173 020 804

374 672 676

1156

149,67

324,1

2,17

15

Нижегородская область

524 511 318

1 127 822 838

3248

161,49

347,2

2,15

16

Алтайский край

373 957 217

789 692 595

2366

158,05

333,8

2,11

17

Томская область

310 691 917

653 807 873

1079

287,94

605,9

2,10

18

Республика Тыва

29 678 485

58 534 695

318

93,33

184,1

1,97

19

Чукотский автономный округ

2 158 728

4 154 655

50

43,17

83,1

1,92

20

Пензенская область

242 628 684

463 567 790

1342

180,8

345,4

1,91

21

Республика Татарстан (Татарстан)

754 746 340

1 425 850 499

3885

194,27

367

1,89

22

Республика Бурятия

68 444 799

128 178 020

984

69,56

130,3

1,87

23

Волгоградская область

429 117 757

803 147 633

2535

169,28

316,8

1,87

24

Приморский край

281 595 612

525 207 683

1923

146,44

273,1

1,86

25

Республика Адыгея (Адыгея)

31 570 875

57 524 029

454

69,54

126,7

1,82

26

Мурманская область

216 864 461

392 010 186

757

286,48

517,8

1,81

27

Орловская область

27 815 182

49 459 507

755

36,84

65,5

1,78

28

Республика Марий Эл

56 039 544

99 171 347

685

81,81

144,8

1,77

29

Ивановская область

99 875 577

174 630 611

1023

97,63

170,7

1,75

30

Сахалинская область

63 238 421

110 090 248

487

129,85

226,1

1,74

31

Свердловская область

1 175 871 470

2 042 014 226

4329

271,63

471,7

1,74

32

Тюменская область

204 842 510

355 365 845

1478

138,59

240,4

1,73

33

Красноярский край

440 144 266

760 714 403

2875

153,09

264,6

1,73

34

Российская федерация

30295532825

52 232 402 292

146804

206,37

355,8

1,72

35

Астраханская область

107 639 729

182 197 748

1019

105,63

178,8

1,69

36

Смоленская область

91 017 445

153 612 686

953

95,51

161,2

1,69

37

Республика Северная Осетия-Алания

39 154 884

65 915 035

703

55,7

93,8

1,68

38

Забайкальский край

110 095 693

185 347 690

1079

102,03

171,8

1,68

39

Хабаровский край

313 829 968

520 879 605

1333

235,43

390,8

1,66

40

Курганская область

142 072 705

234 604 161

854

166,36

274,7

1,65

41

Иркутская область

693 118 582

1 142 330 169

2409

287,72

474,2

1,65

42

Оренбургская область

176 945 120

290 001 800

1990

88,92

145,7

1,64

43

Ямало-Ненецкий автономный округ

78 230 551

127 818 790

536

145,95

238,5

1,63

44

Кемеровская область

182 869 233

293 316 885

2709

67,5

108,3

1,60

45

Ростовская область

800 703 028

1 281 587 231

4231

189,25

302,9

1,60

46

Пермский край

480 049 935

759 540 926

2632

182,39

288,6

1,58

47

Карачаево-Черкесская Республика

31 577 928

49 558 468

466

67,76

106,3

1,57

48

Владимирская область

152 830 108

238 886 743

1390

109,95

171,9

1,56

49

Новосибирская область

333 646 974

519 062 041

2780

120,02

186,7

1,56

50

Белгородская область

451 603 860

686 318 031

1553

290,79

441,9

1,52

51

Краснодарский край

1 394 039 690

2 096 456 464

5571

250,23

376,3

1,50

52

Республика Карелия

62 333 845

93 626 471

627

99,42

149,3

1,50

53

Костромская область

73 280 339

109 607 014

648

113,09

169,1

1,50

54

Саратовская область

696 530 792

1 039 337 092

2479

280,97

419,3

1,49

55

Ульяновская область

159 255 090

236 762 659

1253

127,1

189

1,49

56

Архангельская область

125 363 514

185 514 549

1122

111,73

165,3

1,48

57

Республика Саха (Якутия)

194 244 154

280 394 063

963

201,71

291,2

1,44

58

Ненецкий автономный округ

3 386 062

4 882 522

44

76,96

111

1,44

59

Чувашская Республика-Чувашия

123 644 930

178 022 123

1236

100,04

144

1,44

60

Курская область

166 997 105

237 874 560

1123

148,71

211,8

1,42

61

Калининградская область

144 622 621

205 628 299

986

146,68

208,5

1,42

62

Кабардино-Балкарская Республика

29 370 047

41 340 602

865

33,95

47,8

1,41

63

Еврейская автономная область

21 545 091

30 295 096

164

131,37

184,7

1,41

64

г. Санкт-Петербург

1 887 074 973

2 631 417 874

5282

357,27

498,2

1,39

65

Брянская область

145 942 518

200 616 409

1221

119,53

164,3

1,37

66

Тамбовская область

278 961 375

379 095 987

1040

268,23

364,5

1,36

67

Калужская область

129 079 055

173 152 829

1014

127,3

170,8

1,34

68

Тверская область

240 652 309

317 411 154

1297

185,55

244,7

1,32

69

Ставропольский край

433 647 626

554 285 398

2804

154,65

197,7

1,28

70

Рязанская область

383 277 481

486 137 647

1127

340,09

431,4

1,27

71

Республика Дагестан

129 524 110

164 067 422

3042

42,58

53,9

1,27

72

Кировская область

258 404 318

323 329 921

1292

200

250,3

1,25

73

Омская область

180 222 276

223 010 298

1973

91,34

113

1,24

74

Воронежская область

341 390 055

415 745 078

2335

146,21

178

1,22

75

Камчатский край

52 648 732

62 489 530

315

167,14

198,4

1,19

76

Московская область

3 910 347 343

4 599 434 070

7423

526,79

619,6

1,18

77

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

413 111 315

481 209 138

1646

250,98

292,4

1,17

78

Вологодская область

539 242 632

620 556 079

1184

455,44

524,1

1,15

79

Удмуртская Республика

280 161 301

312 788 019

1517

184,68

206,2

1,12

80

Новгородская область

114 881 340

127 602 975

613

187,41

208,2

1,11

81

Челябинская область

773 756 304

799 720 841

3502

220,95

228,4

1,03

82

Ярославская область

399 279 292

397 134 043

1271

314,15

312,5

0,99

83

Ленинградская область

287 542 448

268 855 023

1792

160,46

150

0,93

84

Республика Калмыкия

70 908 338

59 231 519

278

255,07

213,1

0,84

 

Абсолютным лидером среди регионов РФ по максимальному росту налоговой нагрузки на одного жителя лиц в 2017 году относительно 2015 года стала Магаданская область с ростом в 9,7 раз. В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там нагрузка на жителей по этому виду налогов за два года выросла более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое. Москва занимает восьмую строчку рейтинга. По сравнению с 2015 годом сборы налога на имущество физических лиц там выросли в 2,74 раза.

Следует отметить, что среди субъектов РФ доходы от налога на имущество физических лиц за два года снизились (и то незначительно) лишь в трех регионах – в Ярославской области, Ленинградской области и Республике Калмыкия.

В среднем нагрузка на жителей по налогу на имущество физических лиц за два года выросла в 1,72 раза или почти на 23 млрд. рублей, и размер этого налога достиг суммы в 52,2 млрд рублей.

Зависимость от расчета по кадастру

Посмотрим, зависит ли рост доходов бюджета от налога на физических лиц в зависимости от того, перешел регион на порядок расчета по кадастровой стоимости или нет.

Напомним, что регионы стали переходить на кадастровый порядок расчетов постепенно.

  • В 2015 году – 28 субъектов Российской Федерации.
  • В 2016 году – еще 21 субъект.
  • В 2017 году – 15 субъектов.
  • Оставшийся 21 субъект РФ до сих пор использует при расчете налога на имущество физических лиц инвентаризационную стоимость объекта и коэффициент-дефлятор.

Таблица 2. Зависимость роста налоговых платежей от перехода на расчет налога на имущество физических лиц по кадастру.

Место

Субъект РФ

Дата перехода на расчеты по кадастровой стоимости

Регионы с наибольшим ростом доходов от налога на имущество физических лиц

за 2015-2017 гг.

1

Магаданская область

2015

2

Республика Коми

2015

3

Тульская область

2016

4

Республика Хакасия

2016

5

Псковская область

2015

6

Самарская область

2015

7

г. Москва

2015

8

Республика Алтай

не установлена

9

Республика Башкортостан

2015

10

Чеченская республика

2016

 

 

 

Регионы с наименьшим ростом доходов от налога на имущество физических лиц

за 2015-2017 гг.

75

Камчатский край

2016

76

Московская область

2015

77

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2015

78

Вологодская область

2016

79

Удмуртская Республика

2015

80

Новгородская область

2015

81

Челябинская область

2016

82

Ярославская область

2015

83

Ленинградская область

2016

84

Республика Калмыкия

2016

 

В десятку регионов с максимальным ростом доходов от налога на имущество физических лиц вошли шесть регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, три региона – в 2016 году и один регион, дата перехода которых на расчеты по кадастру не определена.

Однако и в десятку регионов с наименьшим ростом этого вида налогов вошли пять регионов, перешедших на расчеты по кадастру в 2015 году, пять – в 2016.

Таким образом, рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.

Доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов регионов РФ

Используя данные Федерального казначейства России, мы рассчитали долю доходов от налога на имущество физических лиц в общих доходах региональных бюджетов в 2017 году, проранжировали полученные данные и составили рейтинг регионов по данному показателю.

Таблица 3. Рейтинг регионов по доле доходов от налога на имущество физлиц в бюджетах

№ п/п

Субъект РФ

Доходы бюджета всего, руб.

Налог на имущество физических лиц, руб.

Доля налога в бюджете, %

Дата перехода на расчет налога по кадастровой стоимости

1

Саратовская область

122 332 856

1 039 337

0,85

2018

2

Томская область

78 600 080

653 808

0,83

не установлена

3

Вологодская область

84 374 158

620 556

0,74

2016

4

Самарская область

211 129 557

1 484 697

0,70

2015

5

Рязанская область

69 722 112

486 138

0,70

2015

6

Пензенская область

68 523 277

463 568

0,68

2015

7

Московская область

690 101 853

4 599 434

0,67

2015

8

Свердловская область

307 014 199

2 042 014

0,67

не установлена

9

Тамбовская область

58 444 695

379 096

0,65

2017

10

Алтайский край

126 583 452

789 693

0,62

не установлена

11

Белгородская область

110 911 476

686 318

0,62

2016

12

Волгоградская область

130 771 213

803 148

0,61

не установлена

13

Краснодарский край

346 762 901

2 096 456

0,60

2017

14

Иркутская область

196 786 958

1 142 330

0,58

не установлена

15

г. Москва

2 291 021 532

13 003 980

0,57

2015

16

Ростовская область

229 704 437

1 281 587

0,56

2018

17

Нижегородская область

205 205 264

1 127 823

0,55

2015

18

Липецкая область

75 926 421

374 673

0,49

2018

19

Ярославская область

82 376 971

397 134

0,48

2015

20

Курганская область

48 899 452

234 604

0,48

не установлена

21

Амурская область

69 330 256

316 313

0,46

2015

22

Мурманская область

86 229 586

392 010

0,45

2017

23

Кировская область

71 643 431

323 330

0,45

2016

24

г. Санкт-Петербург

585 670 524

2 631 418

0,45

2016

25

Республика Татарстан (Татарстан)

321 719 483

1 425 850

0,44

2015

26

Пермский край

171 907 907

759 541

0,44

2018

27

Российская федерация

12 359 386 733

52 232 402

0,42

 

28

Хабаровский край

130 135 027

520 880

0,40

2017

29

Ставропольский край

139 239 947

554 285

0,40

2016

30

Тверская область

80 235 329

317 411

0,40

2015

31

Республика Калмыкия

15 593 894

59 232

0,38

2016

32

Челябинская область

212 837 349

799 721

0,38

2016

33

Республика Башкортостан

241 432 003

884 424

0,37

2015

34

Ивановская область

48 376 515

174 631

0,36

2015

35

Республика Коми

97 312 704

348 853

0,36

2015

36

Приморский край

147 320 779

525 208

0,36

не установлена

37

Астраханская область

53 019 427

182 198

0,34

2017

38

Ульяновская область

69 784 039

236 763

0,34

2018

39

Курская область

70 782 997

237 875

0,34

2016

40

Удмуртская Республика

93 923 465

312 788

0,33

2015

41

Тульская область

96 685 858

306 596

0,32

2016

42

Костромская область

34 973 953

109 607

0,31

2016

43

Новгородская область

40 836 937

127 603

0,31

2015

44

Воронежская область

135 342 822

415 745

0,31

2016

45

Владимирская область

77 993 668

238 887

0,31

2015

46

Республика Хакасия

36 247 060

103 161

0,28

2016

47

Смоленская область

54 183 107

153 613

0,28

2019

48

Новосибирская область

184 524 859

519 062

0,28

2015

49

Чувашская Республика-Чувашия

63 370 380

178 022

0,28

2016

50

Брянская область

72 957 662

200 616

0,27

2016

51

Республика Марий Эл

36 924 651

99 171

0,27

2017

52

Красноярский край

285 872 828

760 714

0,27

не установлена

53

Оренбургская область

112 674 736

290 002

0,26

2017

54

Забайкальский край

72 490 095

185 348

0,26

2015

55

Республика Адыгея (Адыгея)

23 050 124

57 524

0,25

2017

56

Еврейская автономная область

13 007 155

30 295

0,23

2017

57

Псковская область

37 105 141

81 642

0,22

2015

58

Калужская область

78 822 356

173 153

0,22

2018

59

Республика Мордовия

46 976 869

100 705

0,21

2015

60

Омская область

107 092 109

223 010

0,21

2016

61

Тюменская область

173 853 462

355 366

0,20

2018

62

Республика Алтай

21 080 854

42 971

0,20

не установлена

63

Республика Тыва

30 370 051

58 535

0,19

2017

64

Республика Северная Осетия-Алания

34 211 960

65 915

0,19

2019

65

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

257 385 849

481 209

0,19

2015

66

Республика Карелия

50 679 482

93 626

0,18

2017

67

Республика Бурятия

69 455 759

128 178

0,18

2015

68

Архангельская область

101 248 786

185 515

0,18

2015

69

Ленинградская область

149 493 481

268 855

0,18

2016

70

Карачаево-Черкесская Республика

27 842 136

49 558

0,18

2015

71

Калининградская область

119 788 728

205 628

0,17

2016

72

Кемеровская область

195 525 517

293 317

0,15

2016

73

Республика Саха (Якутия)

225 799 636

280 394

0,12

2017

74

Республика Дагестан

132 215 094

164 067

0,12

не установлена

75

Орловская область

41 187 492

49 460

0,12

2017

76

Кабардино-Балкарская Республика

36 278 787

41 341

0,11

2016

77

Сахалинская область

140 043 210

110 090

0,08

2015

78

Камчатский край

83 357 358

62 490

0,07

2016

79

Чеченская Республика

89 872 413

63 417

0,07

2016

80

Ямало-Ненецкий автономный округ

196 700 317

127 819

0,06

2015

81

Магаданская область

38 857 032

21 048

0,05

2015

82

Республика Ингушетия

26 965 229

10 956

0,04

2015

83

Ненецкий автономный округ

21 115 936

4 883

0,02

2017

84

Чукотский автономный округ

31 523 696

4 155

0,01

не установлена

 

В 17 регионах России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов превышает 0,5%. Лидерами по этому показателю являются бюджеты Саратовской области с долей 0,85%, Томской и Вологодской областей с 0,83% и 0,74% от всех доходов бюджета соответственно.

В Чукотском и Ненецком автономных округах доходы от сбора налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов составляют кране малую долю в 0,01% и 0,02% соответственно.

В среднем по России доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах региональных бюджетов составляет 0,42%.

Выводы:

  • В среднем по России налоговая нагрузка на граждан (в разрезе налога на имущество) за два года выросла в 1,72 раза.
  • Магаданская область – лидер среди регионов РФ по максимальному росту доходов бюджета от налога на имущество физических лиц за два последних года. Поступления в региональный бюджет от налога на имущество физических лиц здесь выросли в 9,7 раз.
  • В ТОП-3 также вошли Республика Коми, Тульская область, Республика Хакасия. Там доходы бюджетов за два года от этого вида налогов выросли более чем в 3 раза, превысив общероссийские показатели вдвое.
  • В Москве доходы от налога на имущество физических лиц за два года выросли  в 2,74 раза.
  • Отрицательный рост доходов бюджета от налога на имущество физических лиц показали Ярославская область (падение на 2,1 млн рублей), Ленинградская область (падение на 18,7 млн рублей), Республика Калмыкия (падение на 11,7 млн рублей).
  • В 2017 году доля доходов от налога на имущество физических лиц в доходах бюджетов регионов в среднем по России составила 0,42%.
  • Лидерами по доле доходов от налога на имущество физических лиц являются бюджеты Саратовской области (0,85%), Томской области (0,83%) и Вологодской области (0,74%).
  • В Чукотском и Ненецком автономных округах поступления от этого вида налога составляют кране малую долю бюджета (0,01% и 0,02% соответственно).  
  • Рост платежей, несомненно, связан с переходом на кадастровую стоимость объектов, но, с другой стороны, значительную роль здесь играет и отработанная система администрирования этого вида налога.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в долгосрочной перспективе не приведет к снижению размера налога на имущество физических лиц, а только ограничит темпы его роста





Ссылки по теме


Что вы думаете по этому поводу? Напишите. Давайте общаться!


Популярное


Другие материалы рубрики



Подпишитесь на рассылку
"NewsFrol" - Новости
Подписаться письмом
Мы в Яндекс.Новостях
NewsFrol в Яндекс Новостях
Читайте нас в Google News
Страница Google Play
Наш Instagram
Яндекс.Виджет
MediaMetrics