Президент Венесуэлы Николас Мадуро развел небывалую активность. Приход на должность президента Бразилии представителя левых сил Лулы вдохновил Каракас. И, как это всегда бывает в Латинской Америке, всё завертелось по новой.
Мадуро предложил южноамериканским государствам создать блок союзников России и Китая. Помимо стран Южной Америки данное объединение также может включать страны Карибского бассейна. Очевидно, речь здесь идёт, в первую очередь, о Кубе и Никарагуа.
Итак, что заявил Мадуро во время очередного послания к Национальному собранию страны:
Я говорил об этом с Лулой (президентом Бразилии) по телефону на днях, лично с президентом (Колумбии) Густаво Петро, я говорил об этом с президентом Аргентины Альберто Фернандесом. Наступает новый час, особый час для объединения усилий и путей Латинской Америки и Карибского бассейна для продвижения вперед в формировании мощного блока политических сил, экономической мощи, которая говорит с миром.
Данный блок латиноамериканских государств должен, по задумке Мадуро, стать союзником России и Китая:
... о которых говорит наш старший брат Си Цзиньпин: человечества, объединенного общей судьбой, а также по созданию многополярного и многоцентричного мира, "о котором говорит наш старший брат президент Владимир Путин.
Подобное объединение латиноамериканских государств, действительно, могло бы иметь существенный вес в мировой геополитике. Процесс распада однополярного мира на макрорегионы определяет появление соответствующего макрорегиона и в Латинской Америке.
Наибольшими ресурсами для формирования подобного макрорегиона, что логично, имеет Бразилия, которая, помимо всего прочего, также является одним из участников БРИКС - прообраза будущего ООН.
Приход к власти Лулы, однозначно, ускорит интеграционные процессы в Латинской Америке. Однако главный вопрос заключается в стабильности. А, точнее, в её отсутствии. До настоящего момента было огромное количество попыток создать интеграционные объединения в регионе.
Ярким примером является альянс АЛБА - социалистический альянс стран Латинской Америки, который формально существует до сих пор, включая в себя Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Гренаду, Боливию и ряд иных государств. Бывшими членами (до прихода к власти правых сил) являются Гондурас и Эквадор.
Тем не менее, АЛБА так и не стала полноценным геополитическим и геоэкономическим альянсом. Слишком велика нестабильность в регионе. С политической точки зрения похлеще, чем на Ближнем Востоке.
Мадуро, судя по всему, понимает этот фактор, поэтому пытается ускорить процесс формирования макрорегиона, воспользовавшись приходом к власти в Бразилии социалиста Лулы. Для Венесуэлы вхождение в чей-либо макрорегион, действительно, является вопросом выживания.
Однако я бы обратил внимание на следующую вещь. При благоприятном стечении обстоятельств, Венесуэла, как и Куба и, возможно, Никарагуа, могли бы войти в российский макрорегион. В этом нет ничего удивительного. Но политика Москвы в Латинской Америке является, увы, несистемной.
Да, с Венесуэлой у нас отличные политические отношения, на старом багаже выезжаем в сотрудничестве с Кубой и Никарагуа. Однако за отличными политическими отношениями на высшем уровне, как правило, более конструктивная работа не идёт. Исключением является ряд проектов. Например, сотрудничество с Венесуэлой в нефтяной отрасли или же строительство в стране завода "Калашников". Но это именно отдельно взятые проекты, не вписанные в системную работу. Хотя её имеется непочатый край, начиная от появления в регионе наших военных баз, заканчивая созданием независимого от Запада золотого стандарта.
В общем, посмотрим как будет развиваться история с предложением Мадуро. Хотелось бы, чтобы всё сказанное было реализовано на практике, но пока что отношусь к подобной инициативе осторожно, без излишних надежд.
Автор: К. Двинский