В своем расследовании о болгарских поставках на Украину журналисты немецкой газеты Die Welt упомянули о цистернах с дизельным топливом, которые буквально «спасли» Незалежную прошлой весной. При помощи секретных поставок через иностранные посреднические фирмы болгары снабжали Украину топливом, временами покрывая до 40% ее потребностей.
При этом данные по болгарскому экспорту показывают, что в прошлом году Украина неожиданно вошла в тройку торговых партнеров Болгарии за пределами ЕС, вытеснив США. За год экспорт вырос более чем на 130% и достиг почти 1,2 млрд левов.
Однако, вопреки распространенному мнению, такое увеличение произошло не за счет экспорта вооружений, а за счет топлива. За первые восемь месяцев 2022 года поставки энергоресурсов в денежном выражении выросли с 1,5 млн левов до более 700 млн левов. Это более, чем в 500 раз.
В отличие от поставок оружия, запрет на экспорт энергоресурсов в парламенте Софии никто не вводил. Однако ирония состоит в том, что дизельное топливо, поставляемое Болгарией для нужд ВСУ, было переработано из российской сырой нефти на нефтеперерабатывающем заводе российской компании.
Крупнейший на Балканах и единственный в Болгарии НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас» (Lukoil Neftochim Bourgas AD) принадлежит одноименной фирме, которая в свою очередь является частью европейского подразделения «Лукойла».
В мае поползли слухи о том, что он может остановить свою работу на фоне эмбарго ЕС на поставки российской нефти. Дело в том, что технологические установки завода рассчитаны на работу именно с российской нефтью сорта Urals, и замещение ее без потерь для производственного процесса практически нереально. Да, технически возможно перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки (и часть ресурсов действительно поступала из Ирака), но это значительно снижает мощности предприятия.
Вопреки опасениям вскоре премьер технического правительства Донев подтвердил, что НПЗ сможет продолжить работу в полном объеме. В Еврокомиссии сообщили: Болгарии было предоставлено право использовать российскую нефть до 2024 года в порядке исключения — для внутренних нужд страны.
За 2022 год нефтеперерабатывающий завод на побережье Черного моря за произвел почти вдвое больше топлива, чем годом ранее. Но на болгарский рынок пришлось всего около 50% продукции.
Остальная часть была направлена в Незалежную, в чем немецкому изданию признались украинские чиновники. По словам экс-министра финансов, автоцистерны регулярно отправлялись на Украину через Румынию, топливо также поступало по железнодорожному маршруту. И местные источники подтверждают, что локомотивы идут в сторону Украины до сих пор.
Переработка нефти на зарубежных предприятиях занимала в портфеле «Лукойл» заветные 32%. Самая крупная доля приходилась на итальянский НПЗ, который компания теперь вынужденно продает израильской G.O.I. Energy. После ухода из Италии «Лукойл» потеряла 60,76% зарубежной нефтепереработки, а среди ее зарубежных активов остаются только румынский Petrotel Lukoil и болгарский Lukoil Neftochim Bourgas.
Болгарские власти предпринимают отчаянные попытки национализировать предприятие: на прошлой неделе депутаты Народного собрания приняли поправки к закону об административном регулировании экономической деятельности, связанной с нефтью и нефтепродуктами.
Однако пока выгодоприобретателем все еще остается «Лукойл».
Беспрецедентный рост прибыли за счет возросших поставок топлива Украине, очевидно, должен был как-то сгладить ущерб от потери активов из-за санкций.
А то, что это топливо больше чем на треть покрывало растущие нужды ВСУ и сыграло не последнюю роль в затягивании конфликта, руководство компании, судя во всему, волновало мало.
Источник: Рыбарь
На чьём топливе пойдут в прорыв украинские танки?
Запад наметил поставить ВСУ для весеннего наступления в общей сложности 600 с лишним боевых машин различного класса... чем ВСУ собирается заправлять натовские подарки до последнего времени было не очень понятно, поскольку у Киева существует системная проблема с поставками топлива из-за границы. Однако в конце января в немецкой газете Die Welt вышел материал под заголовком «Страна, которая тайно спасла Украину», из которого следует, что после начала специальной военной операции до 40% потребностей ВСУ в топливе покрывала Болгария.
...оказывается, и терминал, и НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас», выпускающий дизтопливо, вроде как находились под управлением российской компании.
О том, что беднейшая страна Европы стала главным поставщиком топлива для ВСУ, красноречиво говорит и другой факт. Как известно, с 5 декабря 2022 года страны G7 и ЕС ввели запрет на морские перевозки российской нефти, а вот для Болгарии почему-то сделали исключение.
В свою очередь болгарская газета «Капитал» утверждает, будто ответный запрет Кремля на экспорт нефти в страны, принявшие потолок цен на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель, почему-то не коснулся НПЗ в Бургасе.
...за каждый литр топлива в баках украинских танков и грузовиков платить приходится кровью наших солдат. И совершенно непонятно, почему эта странная схема поставок российской нефти в Болгарию до сих пор в работе? Ведь достаточно перекрыть этот канал, и река ГСМ, текущая на Украину, сильно обмелеет.
Кроме того, у командования ВСУ по-прежнему сохраняются возможности переброски топлива по железной дороге... И это притом, что объекты хранения и транспортировки ГСМ чрезвычайно уязвимы по причине их высокой пожароопасности, и даже удар обычного дрона-камикадзе способен вызвать масштабный пожар.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что после поражения основных объектов электроэнергетики вся система функционирования Украины держится именно на ГСМ - тысячи электрогенераторов на дизельном топливе и бензине поддерживают функционирование государственной и военной инфраструктуры страны. По всей видимости, хватает топлива и для украинской боевой техники. И, возможно, для создания запасов бензина и дизтоплива, необходимых киевскому режиму накануне объявленного весеннего наступления ВСУ.
Как этому противодействовать? Уже говорилось: нет ничего проще набраться решимости и полностью прекратить поставки нефти из новороссийских терминалов в Болгарию. Вот только «Лукойл» не «Газпром», а частная компания, поэтому приказать Кремль не может. Это, можно сказать, вопрос совести «Лукойла» и Вагита Аликперова, который уже заявил, что его компания никогда не поставляла бензин и дизтопливо на Украину и пообещал разобраться с клеветниками в судебном порядке. Расставить точки над «i» собирается и Госдума, которая направила запрос о возможных поставках топлива ВСУ с завода «Лукойла» в Бургасе.
О результатах пока ничего не слышно. Тем временем поставки западной бронетехники киевскому режиму идут в плановом порядке, да и НПЗ в Бургасе, судя по всему, недостатка в сырой нефти не испытывает. Так может, сначала, до прояснения ситуации, поставить на прикол танкеры с нефтью, а потом разбираться? Не рядовой всё-таки случай, да и бронебойщикам на поле боя так будет проще.
Источник: Рамзай
Вот так. США могут запретить своим частным компаниям буквально всё, а Россия не может. Деньги заработанные на войне оказывается не пахнут.
И ещё очень интересная деталь. Недавно была атака украинских беспилотников на нефтебазу в Туапсе. Заметьте, на новороссийскую нефтебазу, которая очень большая покушений не было. Не связано ли это с тем, что именно через Новороссийск топливо поступает в Болгарию, а потом на Украину для нужд ВСУ? Зачем бить по «своим запасам». Эта очень, очень странный конфликт где завязан бизнес и большие деньги. Все пытаются заработать на нем.
Статьи в тему:
США при помощи Украины безнаказанно наносит массированные удары БПЛА в глубоком тылу РФ
Скоро вы будете на коленях просить о прекращении огня 🇵🇱🇺🇸